«Мифотворчество» вокруг ВТО
Есть ли среди требований ВТО к Украине снижение или отмена акцизов на автомобили? Кто может повлиять на это решение? Об этом – из первых уст.
Есть ли среди требований ВТО к Украине снижение или отмена акцизов на автомобили? Кто может повлиять на это решение? Об этом – из первых уст.
Принимая участие в переговорах с ВТО в составе делегации Украины и проводя неформальные консультации с Женевой и Брюсселем по линии ВААИД, я неоднократно сталкивался с дипломатической школой чиновников ВТО и ЕС, школой, лишенной эмоций, жесткой, в моем представлении – «прусской». Ведь существующие ныне ставки ввозных пошлин на авто 10% от таможенной стоимости были предложены Украиной еще в 2002 году в Консолидированном предложении по вступлению в ВТО и должны были начать действовать с момента вступления в эту организацию. Тем не менее, за это время пошлина на импорт авто регулярно поднималась: сначала до 15%, с 31.03.2005 г. – до 20%, а с 09.08.2005 г. – до 25% от стоимости автомобиля.
Олег НазаренкоГенеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров |
Заграница не поможет
Чиновники ВТО выражали заинтересованность и обеспокоенность, но, тем не менее, ситуация не менялась. А в подтексте звучало: «Украина взяла на себя обязательства установить пошлину 10% при вступлении в ВТО, а до вступления в ВТО украинские законодатели имеют право устанавливать пошлину хоть 100%, для европейских чиновников не имеет значения, как себя чувствуют украинские автоимпортеры и покупатели импортных автомобилей, на плечи которых ложится дополнительная налоговая нагрузка».
ВААИД пришлось самой противостоять повышению пошлин до планируемых 35%, показывая парламентариям расчеты возможных потерь бюджета от такого шага. Именно в марте 2005 года, на одном из совещаний в Кабмине, когда мы декларировали, что при 35% пошлины часть авторынка неминуемо уйдет в «тень» и бюджет ожидают потери, премьер-министр предложила снизить пошлину до 20%. В марте 2005 года Совет импортеров при Кабинете министров Украины единогласно поддержал обращение к правительству не повышать пошлину на импорт авто до 35%. В результате с 31.05.2005 года она стала 20%, а не 35%, как планировалось изначально. Но поднятие пошлины было остановлено решением главы Кабмина, а не осторожной реакцией ЕС и ВТО. Таким образом, мы все больше переставали верить в магию знаменитой фразы: «Заграница нам поможет!»
И я не могу объяснить массовую эйфорию в СМИ по поводу предполагаемых изменений в законодательстве относительно акциза для импортных автомобилей. Причем я не совсем уверен, читали ли документы ВТО и правильно ли их трактуют так называемые эксперты, рассуждающие на тему: «В статье 192-й Протокола о вступлении в ВТО говорится…». Начнем с того, что в Протоколе о вступлении Украины в ВТО всего-то 10 статей… И речь, видимо, идет о приложениях: GATT (список тарифов по товарам) с базой данных и GATS (список тарифов по услугам). Действительно, в ст. 150 списка GATT говорится об акцизном сборе. Дословно: «Некоторые члены рабочей группы… констатировали, что акцизный сбор на транспортные средства зависит от объема двигателя, таким образом является дискриминационным по отношению к автомобилям с большим объемом мотора».
Пошлина – 0%?
Мое личное мнение, что автомобили – это не подакцизный товар, поскольку не соответствуют определению подакцизного (не высокорентабельные, не являются предметами роскоши). И я, как и все автоимпортеры, за снятие любых тарифных и нетарифных торговых ограничений и барьеров (и пошлину хотел бы нулевую, как внутри ЕС, и акциз на автомобили снять)… Но давайте не заниматься мифотворчеством, а смотреть правде в глаза. Ни правительство, ни парламент не пойдут на снятие акциза с автомобилей, даже если бы ВТО на самом деле требовала принятия подобных мер. А скорее захотят заработать на растущем авторынке, единственном, на котором из-за вступления в ВТО упали цены.
Автомобили – не подакцизный товар. И я, как и все автоимпортеры, – за снятие любых ограничений на их импорт, в том числе и за нулевую ввозную пошлину.
А тут ведь и требований нет. Чиновники ВТО всего лишь обратили внимание украинской стороны в ст. 150, что акциз является дискриминационным по отношению к автомобилям с большим объемом двигателя. Причем в статьях 151, 152 украинская сторона заверила, что выполнила требования ВТО по отмене льгот по акцизу автопроизводителям (главное требование ВТО!). А в таблицах 16А и 16Б, которые по сути – часть Протокола, фиксируется сводный перечень действующих на сегодня ставок акцизных сборов, т. е. существующие ставки акциза зафиксированы в Протоколе и это не вызвало никаких возражений у чиновников ВТО. И в ст. 165 цитирую: «Представитель Украины подтвердил, что с даты вступления в ВТО Украина будет применять национальные налоги, в том числе акцизный сбор и налог на добавочную стоимость… без любой дискриминации по отношению к импорту как всех стран–членов ВТО, так и к продукции украинского происхождения. Рабочая группа приняла к сведению это обязательство».
Надеемся на себя
Никакая «заграница» нам не поможет, и если мы хотим изменить обложение автомобилей акцизным сбором или вообще вывести автомобили из перечня подакцизных товаров, то должны надеяться только на себя: вносить предложения, приводить доводы, убеждать чиновников и народных депутатов, что государственный бюджет ничего не потеряет от уменьшения налогов. В мировой практике добиваются наполнения бюджета не увеличением пошлин, а расширением базы налогообложения. Налоги уменьшатся, но и больше автомобилей будет импортировано в Украину, соответственно, наполнение Госбюджета даже вырастет.