Льготные автокредиты могут вновь появиться в России
Об этом сообщил вице-премьер России Аркадий Дворкович, отметив, что предыдущая программа госсубсидирования автокредитов, которая действовала с июля по декабрь 2013 года, помогла поддержать автопроизводство в стране. До ее введения спад выпуска автомобилей в 2013 году оценивался в 7-8%, но в итоге составил лишь 1,8%. За шесть месяцев действия программы было выдано около 260 тысяч льготных кредитов (то есть в рамках программы было реализовано около 9% от всех проданных в России в 2013 году легковых автомобилей), 80% из них – на покупку машин российской сборки.
Первоначально заявлялось, что программа льготного автокредитования будет действовать как минимум до апреля или до конца 2014 года и по ней планировалось продать около 489 тысяч автомобилей. Но в декабре Минпромторг объявил о ее прекращении «в связи с достижением основных задач программы по поддержанию уровня производства легковых и легких коммерческих автомобилей».
В рамках госпрограммы можно было купить легковой автомобиль или LCV не дороже 750 тысяч рублей (187600 грн) и первоначальном взносе не менее 15%. Государство субсидировало банку, выдающему автокредит, часть процентной ставки (2/3 ставки рефинансирования ЦБ, составляющей 8,25%). На финансирование кредитов до 2016 года потребуется около 8 млрд. рублей. По словам источников газеты «Коммерсант», одна из основных причин завершения программы – нехватка бюджетных средств. А в случае ее продления, параметры программы будут примерно такими же – около 250 тысяч машин, на что может потребоваться еще около 8 млрд. рублей.
Между тем, дилеры предлагают повысить максимальную стоимость машин, которые участвуют в программе, до 1 млн. рублей (250200 грн), так как спрос смещается на более дорогие автомобили. Но отечественные автопроизводители, напротив, считают, что ценовой порог нужно оставить на прежнем уровне 750 тысяч рублей. Как отмечают источники, программа нацелена в первую очередь на поддержку продаж «АвтоВАЗа», «Соллерса» и «Группы ГАЗ», и если поднять планку, то это будет стимулировать более дорогие бренды.
По мнению экспертов, возобновление госпрограммы льготного автокредитования поддержит российский авторынок, но не остановит его снижение, которое в 2014 году может составить 5-10%.