Когда подешевеют электромобили и почему
Читая сегодняшние новости, кажется, что электромобили буквально повсюду. Но, в реальности, их ежегодные продажи не превышают 3% от мирового объема продаваемых транспортных средств.
Причин столь медленного распространения электромобилей называют множество – от их энергетической неэффективности и недостаточности зарядной инфраструктуры до заговора автопроизводителей.
Сейчас электромобили приносят производителям только убытки
В реальности, автомобильные гиганты признают: сегодня выпуск и продажа каждого электромобиля не просто не приносит им прибыль, а, влечет за собой убытки в размере нескольких тысяч долларов на единице. К примеру, при продаже Chevrolet Bolt компания General Motors теряет $7400, а Тесла на каждом электромобиле терпит убытки в размере $6000-$8000.
Происходит это из-за необходимости вкладывать миллионы долларов в разработку электромобилей и в организацию их серийного производства. Также стоимость электромобиля велика из-за дорогих компонентов.
Но, автопроизводители смотрят в ближайшее будущее электротранспорта с оптимизмом, и считают, что его звездный час наступит в ближайшие 2-5 лет.
В ближайшие годы с конвейеров сойдут миллионы электромобилей
Согласно прогнозам экспертов, к 2040 году доля продаваемых ежегодно электромобилей составит 40% -50% от всего объема продаж.
Главным катализатором наращивания производства электротранспорта называют глобальное противодействие многих стран вредным выбросам.
Китай, Индия, Норвегия, Великобритания и Франция заявили об отказе от дизельных машин. Китай и Индия – это серьезно и существенно. В Поднебесной только за 4 месяца 2018 года продано почти 1 млн. электромобилей.
И планов у автопроизводителей громадье. General Motors с 2026 года ежегодно планирует продавать по 1 млн. электромобилей и гибридов (включая SUV и пикапы).
Тесла стремится строить 1 млн. электрических авто еще раньше – к 2020 году. Volkswagen замахивается на ежегодное производство 3 млн. электромобилей, начиная с 2025 года. А Toyota и вовсе «размечталась» в 2030 выпускать не меньше 5,5 млн. электромобилей и плагин-гибридов.
Однако, чтобы начать получать хотя бы 5% прибыли от этой продукции, существующие сегодня технологии производства компонентов должны серьезно изменениться.
Почему электромобили будут дешеветь
Батарея
Сегодня, пока одни страны «носятся» с ценою на нефть и угрожают миру ядерным оружием, иные государства стали участниками «гонки» по разработке самой эффективной батареи для электромобилей. В Силиконовой долине над ней корпят лучшие умы мира.
Япония, Германия и Корея пытаются открыть секрет раньше, ведь тот, кто первым создаст дешевую, емкую и безопасную батарею, снимет «сливки» с этой технологии.
Столь ожесточенная битва за первенство практически гарантирует скорое появление эффективной батареи.
Прямо сейчас компании Fisker, General Motors, Toyota, LG Chem, Dyson и несколько китайских лабораторий работают над технологией твердотельных батарей.
Ожидается, что они будут недорогими, быстрозаряжаемыми и в 2 раза более емкими, чем литий-ионные. Но, неизвестно, как решат проблему с редкоземельными металлами: поставки кобальта критично зависят от добычи в Конго. Лития хватает, но сейчас он, главным образом, «завязан» на Китай, а разработка новых месторождений в иных странах требует времени и средств.
Электродвигатель, трансмиссия, привод, труд рабочих
Сэкономить можно и на производстве электродвигателей, трансмиссии и электроприводе. Ожидается, что к 2025 году цены на их производство упадут минимум на 10%.
Сокращение затрат реально и за счет уменьшения стоимости работ по сборке, ведь усовершенствованные силовые агрегаты с меньшим количеством движущихся частей требуют и меньше времени на производство.
С улучшением конструкции двигателя и батарейного блока возможно и снижение или же полный отказ от использования в них дорогих редкоземельных металлов. К примеру, недавно Toyota объявила о работе над созданием термостойкого магнита для электродвигателей. В конструкции этого магнита совсем не используется тербий и диспрозий, а количество неодима на 50% уменьшено.
Управляющая электроника, зарядные устройства электромобилей
Силовая электроника, включая электронный контроллер, преобразователь и блок распределения питания, тоже дорогостоящие компоненты. Но, в связи с сегодняшними инновациями в полупроводниках, ожидается, что к 2025 году цена на управляющую электронику снизится на 25%. К примеру, сейчас разработчик микросхем компания STMicroelectronics разработала технологию существенного удешевления производства инверторов и встроенных зарядных устройств.
Платформы для электромобилей
На сегодняшний день проектирование многих авто на электротяге до сих пор базируется на платформах обычных авто. Подстройка таких платформ довольно неэффективна и влечет за собой лишние траты.
Поэтому некоторые производители ведут разработку своих чисто электрических платформ – с простой архитектурой и без лишних компонентов.
Например, Ford объявил, что его следующая линейка электромобилей будет базироваться на специально созданной платформе. Их выпуск потребует на 50% меньше производственных мощностей и на 30% – человеко-часов трудозатрат.
Чем больше заводов, тем дешевле электромобили
Увеличение размеров производства имеет решающее значение для сокращения расходов на производство, и батарей, и в целом электромобилей. Именно поэтому Tesla строит свои монструозные гигафабрики, а иные производители намерены составить ей конкуренцию. Ведь полностью удовлетворенный спрос на батареи создаст для производителей новые перспективы. А конкуренция – это всегда снижение цен на продукцию.
В 2017 году в мире было произведено батарей для электромобилей на 143 ГВт*ч. А уже в 2025 году эти объемы собираются увеличить до 346 ГВт*ч. Такой рост однозначно приведет к уменьшению себестоимости производства батарей.