Несмотря на падение отечественного авторынка и девальвацию валюты, кредиты на автомобили все еще выдают. Более того, банкиры и автопродавцы готовятся выйти на рынок с новыми, выгодными для покупателей предложениями.
Как известно, в 2015 году в Украине продано чуть более 50 тысяч новых автомобилей. Пока нет данных, сколько из них купили в кредит – в условиях такого существенного снижения спроса о больших объемах автокредитования говорить нечего. По данным компании «Простобанк Консалтинг», количество кредиторов, готовых выдать заем на покупку нового авто, в 2015 году продолжило снижаться, хоть и в два раза меньшими темпами, чем до этого. Если в позапрошлом году количество банков из числа 50-ти крупнейших по размеру активов, в которых можно взять автокредит уменьшилось на 75-80%, то в прошлом – сократилось всего на 25-40%. Больше всего снизилось количество банков, выдающих автокредиты сроком на один год и пять лет. Длинный автокредит сроком на семь лет, который предлагают лишь восемь финучреждений. Кредиты же сроком от года до пяти лет согласны выдать от 12-ти до 13-ти банков из числа 50-ти крупнейших.
Впрочем, не все банки, которые декларируют выдачу займов на покупку авто, на самом деле кредитуют. Подавляющее большинство из них присутствуют на рынке скорее номинально, чем реально.
Вторая заметная невеселая тенденция прошедшего года – подорожание кредитов. За 2015 год средние реальные ставки по кредитам на покупку новых авто выросли на 0,1-1,1 процентного пункта. Впрочем, это вдвое меньше, чем год назад. Но чем длиннее срок кредита, тем большим оказалось подорожание.
Интересно, что стоимость автокредитов в 14-20% реальных годовых – намного меньше, чем кредиты на покупку жилья (20-23,5% реальных годовых). Все дело в том, что традиционно часть процентной ставки компенсируют автодилеры в партнерстве с банками, чтобы увеличить продажи. Именно это делает кредиты более доступными по цене и желанными для заемщиков.
Рынок автокредитования практически полностью сконцентрировался на машинах премиум-класса: банки намного охотнее выдают автозаймы именно на дорогие элитные автомобили. Да и заемщики, которые в более благополучное время могли бы себе позволить покупку авто, сегодня затаились и ждут выхода страны из кризиса. Кредит берут лишь те, кто уверен в своей способности его обслуживать. По словам банкиров, это преимущественно заемщики, у которых есть на руках четверть стоимости автомобиля. Обычно они оформляют кредит на максимально возможный в банке срок, но погашают его с опережением графика.
Финансисты считают, что в 2016 году будут позитивные изменения. Например, увеличится количество банков, которые кредитуют покупку автомобилей. С точки зрения потребителей это принесет более лояльные подходы к оценке клиентов, хорошие ценовые кредитные предложения банков, общее улучшение уровня банковского сервиса.
Для активизации сегмента автокредитования понадобится стабилизация банковской системы, удешевление кредитных ресурсов и улучшение ликвидности банков, которые испытывают ее дефицит. Не менее важен для восстановления рынка автокредитования и общий рост продаж новых машин, что невозможно без улучшения экономической и социальной обстановки в стране, повышения доходов и уровня жизни украинцев, а также укрепления национальной валюты.
Впрочем, возможное оживление автокредитования, вероятно, не коснется рынка б/у автомобилей.