Как Антимонопольный комитет создаёт монополию на рынке школьных автобусов
В информационном агентстве УНИАН 3 августа состоялась пресс-конференция корпорации “Эталон”, основной темой которой стала монополизация украинского рынка школьных автобусов.
Сегодня в тендерах на закупку школьных автобусов за бюджетные средства заказчики ставят надуманные условия, прописанные под конкретного производителя. А Антимонопольный комитет Украины, который должен контролировать прозрачность и честность конкуренции в тендерных закупках, продолжает отклонять многочисленные жалобы, поданные корпорацией “Эталон”.
Так, если в прошлые годы заказчики выставляли непонятные требования по высоте школьных автобусов, то в этом году решили ввести ещё один параметр – колесную базу, которая должна быть не менее 4300 мм.
А последние тендеры по школьным автобусам и вовсе преподнесли сюрпризы. Вот что рассказала Алевтина Уперенко, директор юридического департамента корпорации “Эталон”.
В Харьковской области заказчик дисквалифицировал дилера “Эталон” за то, что он указал наличие только одного СТО в области, а в документации было условие – наличие “сервисных станций”, то есть во множественном числе. В таких случаях обычно прописывают точное количество (не менее двух, трех и т. д.).
В итоге к тендеру допустили двух представителей одного производителя. Более того, заявку
участника, предложившего меньшую цену, отклонили по якобы неправильно составленной документации. А в итоге победил участник с более дорогими автобусами.
Такая же ситуация сложилась и стендером во Львовской области на закупку обладминистрацией 23 школьных автобусов на 44 млн грн. По словам Наталии Бачуриной, директора по продажам ООО “Черниговский автозавод”, участника тендера – Торговый дом “Эталон Авто” дисквалифицировали за не так поданные документы. И к тендеру опять допустили двух представителей одного производителя. Аукцион запланирован уже на 4 августа. Не трудно догадаться, кто в нем победит.
В итоге наблюдается тенденция роста закупок школьных автобусов по тендерам на дискриминационных условиях. Вот что рассказал Вадим Шкарупин, директор Торгового дома “Эталон Авто”.
Так, в 2019-2020 г.г. из 427 закупок на 935 автобусов на общую сумму 1,8 млрд. грн, с дискриминационными условиями оказались 123 закупки на 162 автобуса, суммой 305 млн грн. Если говорить в процентном отношении, то по закупкам это 29%, по количеству машин 17% и по деньгам чуть больше 17%. За прошедшие месяцы 2021 года проведено 57 закупок на 222 автобуса, суммой 433 млн грн. Из них на дискриминационных условиях – 23 закупки 67 машин на 125 млн грн. В процентах: по закупкам – это 40% (+40%), по количеству машин – 30% (+75%) и по деньгам – 29% (+70%).
Если такая печальная тенденция роста сохранится, то в 2022 году процент закупок школьных автобусов на дискриминационных условиях составит 56%, по количеству машин – 53% и в деньгах – 50%. Другими словами это – монополизация рынка.
Задача Антимонопольного комитета – соблюдения честной конкуренции в тендерных закупках. Нужно унифицировать требования к товарам, причём это касается не только автобусов, чтобы ими не манипулировали. Отмечу, что прозрачная конкуренция ведёт к значительной экономии средств. Так, например, в недавних закупках 20 школьных автобусов для Запорожья удалось сэкономить 10 млн грн., на 10 автобусах для Чернигова – 3 млн грн, а на 26 для Запорожья – 6 млн грн. В последнем случае это дало возможность провести ещё один тендер на приобретение трех автобусов.