Из-за маркировки бензин опять подорожает
Как мы уже сообщали, на днях парламент принял в первом чтении законопроект, который, по мнению Минэнерго, позволит снизить объемы контрабандного и контрафактного горючего на рынке. Участники рынка уверены, что введение маркировки увеличит цены на топливо на 12-15 коп. за литр.
Верховная рада приняла в первом чтении законопроект #7484 «Об упорядочивании оборота нефтепродуктов», в котором предлагается ввести обязательную маркировку импортируемых и производимых в Украине нефтепродуктов. Законопроект был внесен народным депутатом от «Нашей Украины-Народной самообороны» Михаилом Полянчичем. Но, как утверждает высокопоставленный источник в Минэнерго, информирует www.kommersant.ua, фактически его инициатором был министр энергетики Юрий Бойко.
Согласно документу, все подакцизные нефтепродукты, производимые или ввозимые в Украину, подлежат обязательной маркировке. «Во время уплаты акцизного сбора при растаможивании нефтепродуктов в них будет добавляться специальное вещество – маркер. Впоследствии на заправке этот маркер должен быть легко идентифицирован при помощи тестера, что позволит выяснить, заплачен акциз с нефтепродуктов или нет», – объяснили в Минэнерго.
Поставщик маркеров акцизного налога будет определяться Государственной налоговой службой. А в случае выявления фактов отгрузки, хранения, транспортировки нефтепродуктов без наличия маркеров их будут изымать на основании решения суда. «Главная проблема сегодня – это то, что у налоговой нет необходимых ресурсов и опыта», – отметили в министерстве. В 2007 году Кабмин уже поручал Госпотребстандарту проводить ежемесячные проверки качества продаваемых на украинских АЗС нефтепродуктов. Но для масштабных проверок у ведомства оказалось недостаточно средств, и инициатива не принесла высоких результатов.
Генеральный директор консалтинговой компании «А-95» Сергей Куюн отмечает, что маркировка нефтепродуктов используется в большинстве стран Евросоюза, и в целом инициатива является прогрессивной. «Но у нас, как всегда, все может повернуться самым неожиданным образом – маркеры могут начать подделывать, что в общем-то не так уж и сложно, либо продавать на черном рынке», – отмечает господин Куюн.
Против инициативы в нынешнем виде выступают и участники рынка. «Речь идет о попытке заставить закупать маркеры у одного монопольного поставщика. Если это сделать, то, по нашим расчетам, исходя из стоимости таких маркеров, топливо может подорожать на 12-15 коп. за литр», – заявил председатель правления «Укртатнафты» Павел Овчаренко. «Скорее всего, те же контрабандисты и продавцы контрафактной продукции станут покупать маркеры на черном рынке, а для остальных нефтетрейдеров увеличится количество проверок налоговой», – считают в пресс-службе НПК «Галичина».