
Итоги украинского авторынка 2010: Одинаково разные
Действительно, разница между продажами новых автомобилей в Украине за 2009-й и 2010-й невелика, всего +0,19% – рынок новых легковушек в прошлом году составил 162,5 тыс. единиц. Кроме того, схожими оказались и показатели внутренних перепродаж подержанных авто, в 2010-м они немного упали – до 295 тыс. А ввоз бывших в употреблении машин из-за рубежа снизился до смешной цифры – одной тысячи единиц. Есть предпосылки, что это еще не предел. Новый Налоговый кодекс увеличил сбор при первой регистрации подержанных легковых авто, поэтому в текущем году их ввоз может сойти на нет.
Главное различие авторынка Украины в 2009-м и 2010 годах – его наполнение по годам выпуска. В 2009-м в основном продавались остатки со складов 2008-го, а в 2010-м в автосалонах стояли уже новые автомобили, произведенные и ввезенные в Украину в текущем году. Соответственно, если в 2009-м продавцы выставляли на машины цены, позволяющие быстро освободить затоваренные склады (иногда даже себе в убыток), то в 2010-м на те же модели цены были гораздо выше. Так, средняя стоимость нового легкового автомобиля в 2009 году составляла 14,8 тыс. евро, а в 2010-м – 16,5 тыс. евро (+11%). Это чуть выше официального годового показателя инфляции в стране – 9,1%.
Еще одним доказательством роста цен является значительное падение продаж легковых автомобилей в сегменте от 4 до 6,6 тыс. евро и одновременное повышение в соседнем диапазоне – от 6,5 до 10 тыс. евро. В 2010 году этот сегмент занимал треть всего отечественного авторынка! Вряд ли доходы населения за эти два года серьезно повысились – номинальная средняя заработная плата согласно данным Минэкономразвития и торговли хоть и выросла на 10,2%, но составляет всего 2,2 тыс. грн. Такое смещение доли сегментов говорит о подорожании наиболее популярных машин.