X

Импортные автомобили наносят убытки госбюджету

Согласно заявлению вице-президента ассоциации «Укравтопром» Ефима Хазана, Ассоциация подготовила обращение к правительству с просьбой рассмотреть возможность пересмотра условий для Украины во Всемирной торговой организации (ВТО) в части таможенных пошлин на импортные авто.

Кроме того, представители «Укравтопрома» дали понять, что в ходе инициированного им же спецрасследования «будут выявлены убытки, нанесенные государству агрессивными действиями западных компаний в 2009-2011 гг.» 
Столь громкого заявления украинский авторынок еще не слышал, тем более, что это уже третья инициатива «Укравтопрома», направленная на борьбу с импортными автомобилями, информирует www.autoconsulting.com.ua
 
Открытое противостояние, к которому перешли автопроизводители и импортеры, впервые преследует цель склонить чашу весов в Кабмине в свою сторону, так как именно Кабмину, а не к депутатам Верховной Рады апеллируют противоборствующие стороны. 
 
Формальным поводом инициировать спецрасследование Минэкономики в «Укравтопроме» называют значительное увеличение соотношения между импортом и собственным производством, и как следствие – стремительное падение продаж на внутреннем рынке, что привело к резкому сокращению объемов производства, численности работающих и значительному ухудшению финансово-экономического состояния предприятий. 
 
Но авторы обращения придумали и красивый лозунг – создание условий для прихода иностранных инвесторов в Украину. По словам Юфима Хазана: «Украина уже имеет позитивные примеры организации производства мировых брендов: GM, Skoda, Hyundai, Chery, Ssang Yong та Geely. Автомобили этих производителей, выпущенные в Украине, ничем не уступают автомобилям из-за границы». 
 
Вице-президент «Укравтопрома» также сообщил, что сегодня в кабинетах министерств и ведомств идет работа по подготовке государственной программы развития автомобильной промышленности и регулирования рынка до 2020 года. (Сейчас в Украине действует программа до 2015 г. Прим. редактора). В ней предусмотрены условия для развития мощностей автопрома до 1 млн. авто в год.
В «Укравтопроме» отмечают, что такая программа будет стимулировать иностранные автомобильные корпорации инвестировать в производство в Украине. 
 
О необходимости создать прозрачные и понятные «правила игры» давно выступали все участники рынка. Как передает BIZ.liga.net, Ефим Хазан пояснил, что по условиям ВТО каждые три года член организации имеет право пересматривать условия нахождения в организации. «Исходя из этого, с 1 января 2012 года Украина может начать переговорный процесс об изменении условий нахождения в ВТО, в том числе и об изменении таможенных пошлин на указанный период». «Укравтопром» уже подготовил соответствующее письмо, которое сегодня-завтра подпишет глава совета ассоциации, после чего оно будет направлено в Кабмин.
 
Не отрицают необходимость поддержки автопрома и во Всеукраинской Ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД), но делать это методом спецрасследований считают неправильным и опасным. Так генеральный директор ВААИД Олег Назаренко напоминает, что приход мировых автопроизводителей в Украину возможен (по примеру Российской Федерации) только при условии строительства ими новых производственных мощностей (как это было с «Еврокаром»), а не инвестиций в старые заводы. Не сильно верится и в заинтересованность существующих украинских автозаводов в приходе мировых автоинвесторов, с которыми они не смогут конкурировать, но при этом пишут программы по привлечению таких инвесторов. Здесь явно будет подвох. Разрабатывать такие программы должны независимые специалисты. А то получается, что с одной стороны одна и та же организация борется с «агрессивными западными компаниями», и тут же ратует ради их же блага, чтобы создать для них инвестиционные условия. Так не бывает. 
 
Методом санкций и спецпошлины в 34% поставить автоконцерны в безвыходное положение и заставить автопроизводителей отдать сборку на существующие украинские заводы, Украина обманет сама себя, так как ни поступлений в бюджет не получит, ни инвестиций, ни технологий. Будет опять подмена понятий, но при этом рядовой автомобилист заплатит на 40% больше за автомобиль. Не выдерживает критики и аргумент об ухудшении финансово-экономического положения украинских автозаводов. Согласно официальной информации Госстатистики доход (выручка от реализации продукции) при производстве автомобилей составил в 2008 роду – 3.007.274,8 млн. грн., в 2009 году 2.652.028,8 млн. грн., а валовая прибыль составила в 2008 году – 350474,1 млн. грн., в 2009 году – 293715,2 млн. грн. и это при катастрофическом спаде рынка в эти периоды. 
 
Кроме того, в ВААИД отмечают, что такими действиями Украина может вызвать ответную реакцию в других странах-членах ВТО по отношению к нашим товарам, в том числе и в России, из которой к нам поставляют уже не только ВАЗы, но и Hyundai Accent, Volkswagen Polo, Renault Logan, а в 2012 году будут импортировать еще 5-6 моделей. 
 
В свою очередь и противостояние, которое внезапно обострилось на украинском рынке, также не способствует привлечению инвесторов. В Украине уже так сложилось, что с периодичность раз в год меняются правила «игры» на автомобильном рынке. И так происходит уже последние 10 лет. Даже если чаша весов в Кабмине в этот раз склонится в чью-то сторону, где гарантия, что ровно через год она не качнется в другую.