X

Грузовики ЛуАЗ: Родом с Волыни

В этом году исполняется 45 лет Луцкому автомобильному заводу. Его грузопассажирские внедорожники, прозванные «Волынянками», широко известны. Но не все знают, что на их базе создавались также интересные грузовые машин­ы. К сожалению, большинство из них так и не пошло в серию.

В этом году исполняется 45 лет Луцкому автомобильному заводу. Его грузопассажирские внедорожники, прозванные «Волынянками», широко известны. Но не все знают, что на их базе создавались также интересные грузовые машин­ы. К сожалению, большинство из них так и не пошло в серию.

В этом году исполняется 45 лет Луцкому автомобильному заводу. Его грузопассажирские внедорожники, прозванные «Волынянками», широко известны. Но не все знают, что на их базе создавались также интересные грузовые машин­ы. К сожалению, большинство из них так и не пошло в серию.

Приказом Минавтопрома от 11 декабря 1967 года Луцкий машиностроительный завод (ЛуМЗ) был переименован в Луцкий автомобильный. Речь шла не только о названии, но и об изменении профиля предприятия, о его реконструкции. Раньше здесь выпускались автолавки, рефрижераторы, ремонтные мастерские и др. А теперь предстояло взяться за производство по полному циклу легких автомобилей повышенной проходимости.

Еще во второй половине 50-х гг. прошлого века в Научном автомоторном институте (НАМИ) работали над легким плавающим автомобилем для армии – так называемым транспортером переднего края, сокращенно ТПК. Затем его дорабатывали на «ЗАЗе». Благо в машине использовались двигатель и другие агрегаты от «Запорожца». Прототип был готов в 1962 году. Параллельно разрабатывалась и гражданская, не плавающая версия – «для сельских тружеников, рыбаков и охотников».

Первый специально разработанный луцкий грузовик – фургон ЛуАЗ-969Ф. Рифленые боковины кузова наводят на мысль об изотермическом автомобиле, но фургон прос­то промтоварный. Испытывался в начале 80-х, но в серию не пошел. Изготовлено всего два экземпляра.

Транспортер переднего края – ЛуАЗ-977М (1976 г.). Перевозит, кроме водителя, сидящего по центру машины, носилки с раненым и двух сидящих пассажиров. Опустив рулевую колонку, водитель может управлять автомобилем лежа. Спереди есть лебедка с тросом (150 м) для подтягивания раненых. «Воздушник» ЗАЗ развивает 37 л. с. Скорость на суше – 75 км/ч, на плаву, за счет вращения колес, – до 4 км.

Прототип автомобиля ЛуАЗ-13021 (1980 г.) от серийной модели отличался грузовой платформой. Ее откидные борта здесь имеют наружный каркас-усилитель и крючки для крепления тента. У серийных же машин борта стали более плоскими, с тремя горизонтальными выштамповками. Они получили надставочные поручни с продольными деревянными брусьями.

Грузовик 13021 мог работать в паре с легким одноосным прицепом. Прицеп ЛуАЗ-8148-02 имел грузоподъемность 155 кг. Задний и передний борта – открывающиеся. Внутренние размеры платформы – 1390х1050х320 мм. Подвеска колес – независимая тор­сионная.

Грузовик ЛуАЗ-13021-04 (ранее – 13021Т) с 4-местной 2-дверной кабиной (1996 г.). Задние пассажиры размещались в ней на откидных сиденьях, друг против друга, спиной к бортам. В 2000 г. была показана модификация с жестким верхом кабины.

ЛуАЗ-13014 (1993 г.). Колесная формула – 6х4. Полезная нагрузка – 800 кг. Подвеска задних колес – пружинная, независимая. Капот и кабина – из стеклопластика. Они позаимствованы у перспективного грузопассажирского автомобиля ЛуАЗ-1301 (4×4).

Фургон с интегрированной кабиной – ЛуАЗ-13021-07 (1997 г.). Высокая крыша – из пластика. Верхняя половина грузового отсека имеет алюминиевые боковины. Погрузка осуществляется сзади через открывающуюся вверх дверь и откидной борт.

«Скорая помощь» для сел – ЛуАЗ-13021-08: высокая проходимость и небольшая цена. В медицинском отсеке – носилки и два откидных сиденья. Он отделен от кабины водителя перегородкой со сдвижным стеклом. Доступ в отсек – через правую распашную дверь и заднюю подъемную. Опытная эксплуатация машины в одной из больниц Луцка прошла успешно.

Автомобиль-рефрижератор ЛуМЗ-890Б (1965 г.). Создан на шасси грузовика ЗИЛ-130. Фреоновая холодильная установка АР-4 приводится в действие отдельным карбюраторным двигателем. Общая грузоподъемность – 2,5 т, а при перевозке мяса на десяти крюках – 1,1 т. Полезный объем кузова – 10 м куб.

Серийный выпуск обоих автомобилей поручили новичку – Луцкому автозаводу. Первые гражданские машины – грузопассажирские ЗАЗ-969В были освоены в производстве еще в конце 1966 года. А в феврале 1967-го был пущен сборочный конвейер.

Предполагалось, что луцкие вездеходы должны были иметь полный привод. Однако освоение выпуска ведущего заднего моста задерживалось. Так что ЛуАЗ-969В, по чистой случайности, стал первым советским переднеприводным автомобилем. И лишь в 1971 году появляется промышленная серия автомобилей с колесной формулой 4х4 – ЛуАЗ-969.

Эти машины обладали отменной проходимостью. Они имели малую снаряженную массу (всего 950 кг), значительный клиренс (280 мм) и пятую, понижающую передачу в трансмиссии. Однако, как показала жизнь, мотора от «Запорожца» в 30 л. с. (890 см3) было для них маловато. И вот в 1975 году в серию пошел ЛуАЗ-969А с двигателем в 40 л. с. (1197 см3), а в 1978-м – модернизированный ЛуАЗ-969М с новым дизайном передка.

В 1991 году был сделан следующий важный шаг. Вместо «воздушника» от «Запорожца» луцкая машина получила двигатель жидкостного охлаждения от «Таврии» – мощностью в 52 л. с. и рабочим объемом 1091 см3. Автомобилю присвоили обозначение ЛуАЗ-1302. Именно эта грузопассажирская модель стала базой для ряда интересных луцких грузовиков.

В 1992 году на заводе начался выпуск полноприводного бортового автомобиля ЛуАЗ-13021. Полезная его нагрузка составляла 550 кг: два человека плюс 400 кг. По сравнению с грузопассажирским собратом колесная база была увеличена на полметра – до 2,3 м. Появилась крепкая рама с лонжеронами открытого сечения. Торсионы на обоих мостах стали жестче, а рычаг задней подвески был усилен. Грузовая платформа (1825х1650 мм) имела откидные металлические борта. У кабины водителя был брезентовый верх, а сразу позади нее устанавливался трубчатый каркас безопасности. Имелась версия и с жестким верхом. Двигатель тот же, что и на грузопассажирской модели, – МеМЗ-245.20 мощностью 51 л. с. Полная масса грузовика – 1600 кг, максимальная скорость – 90 км/ч.

Позже, на Международном автосалоне SIA’2001 в Киеве был показан опытный грузовик ЛуАЗ-23021 с мотором ВАЗ (на фото справа). Двигатель рабочим объемом 1452 см куб. развивал 71,6 л. с. Коробку передач заимствовали от «Москвича», а главную передачу изготовил Львовский завод гидромеханических трансмиссий. Привод осуществлялся только на переднюю ось. Клиренс уменьшили с 280 до 200 мм. Полезная нагрузка составляла 600 кг. Скорость достигала 110 км/ч, средний расход бензина – 8,4 л на 100 км.

В 1996 году завод был преобразован из государственного предприятия в открытое акционерное общество – ОАО «ЛуАЗ». Интересно, что луцкими автомобилями заинтересовались россияне. Их сборку, в том числе и грузовиков ЛуАЗ-13021, производила в 1998–2000 гг. подмосковная фирма «Валетта». Из Украины туда поступало 85% комплектующих, однако из-за неритмичности поставок машин выпускали немного – несколько десятков в год.
Кризис 1998 года больно ударил по Луцкому автозаводу. Производство продукции резко упало. Предприятие начало активно искать инвесторов.

В 2000 г. концерн «Укрпроминвест» выкупил 81% акций «ЛуАЗа». Началась работа по реновации производственных фондов, модернизации выпускаемых моделей, освоения производства новых ТС, в том числе автомобилей ВАЗ и ЛУАЗ. Но это уже совсем другая история.

Леонид Гоголев
Фото автора