X

Год Китая

На фоне кризиса в развитых странах китайская автопромышленность стала самой крупной в мире. По количеству проданных автомобилей Поднебесная обогнала Германию, Японию и даже США.

На фоне кризиса в развитых странах китайская автопромышленность стала самой крупной в мире. По количеству проданных автомобилей Поднебесная обогнала Германию, Японию и даже США.

На фоне кризиса в развитых странах китайская автопромышленность стала самой крупной в мире. По количеству проданных автомобилей Поднебесная обогнала Германию, Японию и даже США.

Ушедший год для мирового автопрома оказался одним из наиболее шоковых за последние несколько десятилетий. Глобальное сокращение продаж, стагнация рынков, банкротство лидера отрасли General Motors, десятки закрытых заводов и тысячи уволенных – это лишь вершина айсберга кризисного 2009 года. Мировая автопромышленность до сих пор переживает глубокий спад. Отрасль, которая в течение многих лет оставалась одной из базовых для экономики ведущих стран, менее чем за год стала их головной болью.

Новый лидер

Исключением из правил можно по праву назвать Китай. Этой стране не только удалось удержать продажи, но и утвердить себя в качестве нового лидера и стать рынком номер один в мире. В 2009 год в Поднебесной было реализовано свыше 13,5 млн. автомобилей (с учетом автобусов и коммерческой техники), что на 44% больше, чем в 2008-м. Таким образом, Китай остался единственным крупным рынком в мире, на котором продолжается рост автомобильных продаж. В стране, где уровень автомобилизации очень низкий (на тысячу жителей приходится 30 авто, тогда как в Германии – 545), компенсациями от государства поспешили воспользоваться сотни тысяч потенциальных автовладельцев. Как только правительство КНР пошло навстречу покупателям, на рынке было отмечено рекордное увеличение продаж. К примеру, в ноябре они выросли более чем на 92% (1,2 млн. авто) по сравнению с аналогичным периодом 2008 года.

В США, где традиционно реализовывалось больше всего автомобилей в мире, в 2009 году продажи новых машин сократились более чем на 21% – их число не превышает 10,2 млн. «Великая рецессия» стала переломным моментом в истории американской индустрии, гордостью которой почти в течение века являлось автомобилестроение. Даже несмотря на видимое оздоровление к концу года трех американских гигантов – General Motors, Ford и Chrysler, стагнация автомобильной отрасли в целом в Америке продолжится и в 2010 году.
Рынки Старого Света также лихорадило весь прошлый год. Ситуация выровнялась только к его концу. В декабре автопродажи в Европе продемонстрировали рекордный рост – 38,9%, сообщила ассоциация автопроизводителей ACEA. Хороший рост показали ведущие рынки: Великобритания (+40%), Франция (+48%), Испания (+25%) и Италия (+16,1%). Но говорить, что этим странам удалось преодолеть порог падения, пока еще рано. Столь резкие скачки продаж в декабре 2009-го можно объяснить тем, что том же месяце 2008-го было зафиксировано рекордное их снижение, вызванное разгаром финансового кризиса. Главной палочкой-выручалочкой в исправлении ситуации с продажами в 2009-м стали государственные программы стимулирования автопродаж, внедренные правительствами большинства стран Западной Европы. Покупатели новых машин в Германии, Франции, Великобритании и других развитых странах получали премию (1–2,5 тыс. евро), сдав в утиль старую машину.

Пережив самый сложный за всю свою историю 2009 год, в 2010-м мировой автопром пойдет на поправку.

 

Больше, но не у всех

Аналитики сходятся во мнении, что в текущем году регистрация новых автомобилей в мире вырастет в среднем на 4,7%. И в первую очередь за счет рынков Азии. Наиболее привлекательными для автопроизводителей станут Китай, страны Латинской Америки и Индия, в которых, по прогнозам центра Economist Intelligence Unit, автопродажи вырастут на 13,5% (в Китае) и на 8% (в остальных).

Возможно, улучшится ситуация и на рынке США. Самый оптимистический прогноз на 2010 год дают аналитики фонда Nomura – 12,5 млн. авто. Однако это по-прежнему означает огромный провал по сравнению со среднегодовыми 17 миллионами в былые времена. В свою очередь, аналитики Forbes пророчат прирост продаж в 1 млн. против 10,2 млн. автомобилей, нашедших своих владельцев в 2009 году.

Объемы продаж на ключевых рынках Западной Европы еще больше «сожмутся». По прогнозам исследовательского агентства J.D. Power, в 2010 году в Старом Свете будет реализовано не более 12,19 млн. авто, что на 10% меньше, чем годом ранее. Довольно мрачными остаются перспективы и для рынков Восточной и Центральной Европы, в первую очередь для Румынии, стран Балтии, Польши, Венгрии, Словакии и Украины.

Авторынок России, в последние годы демонстрировавший уверенный рост продаж, благодаря чему вышел в число лидирующих в мире, в 2010-м окажется в затруднительном положении. Большинство российских автопроизводителей и дилеров считает, что авторынок продолжит ползти «по дну»: по их прогнозам, продажи составят от 1,3 до 1,65 млн. авто.

Михаил Вовк
Фото из архива редакции