На фоне кризиса в развитых странах китайская автопромышленность стала самой крупной в мире. По количеству проданных автомобилей Поднебесная обогнала Германию, Японию и даже США.
На фоне кризиса в развитых странах китайская автопромышленность стала самой крупной в мире. По количеству проданных автомобилей Поднебесная обогнала Германию, Японию и даже США.
На фоне кризиса в развитых странах китайская автопромышленность стала самой крупной в мире. По количеству проданных автомобилей Поднебесная обогнала Германию, Японию и даже США.
Ушедший год для мирового автопрома оказался одним из наиболее шоковых за последние несколько десятилетий. Глобальное сокращение продаж, стагнация рынков, банкротство лидера отрасли General Motors, десятки закрытых заводов и тысячи уволенных – это лишь вершина айсберга кризисного 2009 года. Мировая автопромышленность до сих пор переживает глубокий спад. Отрасль, которая в течение многих лет оставалась одной из базовых для экономики ведущих стран, менее чем за год стала их головной болью.
Новый лидер
В США, где традиционно реализовывалось больше всего автомобилей в мире, в 2009 году продажи новых машин сократились более чем на 21% – их число не превышает 10,2 млн. «Великая рецессия» стала переломным моментом в истории американской индустрии, гордостью которой почти в течение века являлось автомобилестроение. Даже несмотря на видимое оздоровление к концу года трех американских гигантов – General Motors, Ford и Chrysler, стагнация автомобильной отрасли в целом в Америке продолжится и в 2010 году.
Рынки Старого Света также лихорадило весь прошлый год. Ситуация выровнялась только к его концу. В декабре автопродажи в Европе продемонстрировали рекордный рост – 38,9%, сообщила ассоциация автопроизводителей ACEA. Хороший рост показали ведущие рынки: Великобритания (+40%), Франция (+48%), Испания (+25%) и Италия (+16,1%). Но говорить, что этим странам удалось преодолеть порог падения, пока еще рано. Столь резкие скачки продаж в декабре 2009-го можно объяснить тем, что том же месяце 2008-го было зафиксировано рекордное их снижение, вызванное разгаром финансового кризиса. Главной палочкой-выручалочкой в исправлении ситуации с продажами в 2009-м стали государственные программы стимулирования автопродаж, внедренные правительствами большинства стран Западной Европы. Покупатели новых машин в Германии, Франции, Великобритании и других развитых странах получали премию (1–2,5 тыс. евро), сдав в утиль старую машину.
Пережив самый сложный за всю свою историю 2009 год, в 2010-м мировой автопром пойдет на поправку.
Больше, но не у всех
Аналитики сходятся во мнении, что в текущем году регистрация новых автомобилей в мире вырастет в среднем на 4,7%. И в первую очередь за счет рынков Азии. Наиболее привлекательными для автопроизводителей станут Китай, страны Латинской Америки и Индия, в которых, по прогнозам центра Economist Intelligence Unit, автопродажи вырастут на 13,5% (в Китае) и на 8% (в остальных).
Возможно, улучшится ситуация и на рынке США. Самый оптимистический прогноз на 2010 год дают аналитики фонда Nomura – 12,5 млн. авто. Однако это по-прежнему означает огромный провал по сравнению со среднегодовыми 17 миллионами в былые времена. В свою очередь, аналитики Forbes пророчат прирост продаж в 1 млн. против 10,2 млн. автомобилей, нашедших своих владельцев в 2009 году.
Объемы продаж на ключевых рынках Западной Европы еще больше «сожмутся». По прогнозам исследовательского агентства J.D. Power, в 2010 году в Старом Свете будет реализовано не более 12,19 млн. авто, что на 10% меньше, чем годом ранее. Довольно мрачными остаются перспективы и для рынков Восточной и Центральной Европы, в первую очередь для Румынии, стран Балтии, Польши, Венгрии, Словакии и Украины.
Авторынок России, в последние годы демонстрировавший уверенный рост продаж, благодаря чему вышел в число лидирующих в мире, в 2010-м окажется в затруднительном положении. Большинство российских автопроизводителей и дилеров считает, что авторынок продолжит ползти «по дну»: по их прогнозам, продажи составят от 1,3 до 1,65 млн. авто.