Кабмин готовит постановление, согласно которому ввозные пошлины на автомобили не будут снижаться, а вырастут!
По соглашению об Ассоциации Украины и Евросоюза, в течение 10 лет после начала его действия, ввозные пошлины на новые автомобили из стран ЕС должны постепенно снижаться и в конце концов ставка будет нулевой. Но из этого правила есть исключения, и Кабинет министров готовит механизм, который сделает возможным не снижать пошлины.
Это проект постановления КМУ «Об утверждении Порядка применения специальных мер относительно импорта в Украину легковых автомобилей происхождением из Европейского Союза».
Оно дает право Международной Комиссии по международной торговле (далее – МКМТ) вводить дополнительное спецпошлины на импортные автомобили из стран ЕС.
В Соглашении с ЕС четко определены критерии, по которым будет устанавливаться спецпошлина:
«Если… товар импортируется на территорию Украины в таких больших объемах, при которых причиняется значительный ущерб национальной промышленности, производящей подобный товар;
Если совокупный объем импорта достигает предельного объема (а именно 45 тыс. автомобилей и не менее 20% импорта предельной доли на рынке);
Если совокупный объем импорта товара в Украину в течение последнего 12-месячного периода превысит предельный объем внутреннего производства».
Данный порядок может быть применен уже в следующем году. Ведь в 2016 году импорт легковых автомобилей превысил 45 тыс. единиц. Более того, в процентных показателях это не только не менее 20% доли авторынка, а более 50%. И третье условие: импорт из ЕС больше национального производства, которого сейчас почти нет.
Если Кабмин примет данное постановление и МРЭТ введет повышающую спецпошлину на импорт автомобилей из стран ЕС, то вместо их удешевления украинцев ждет повышение цен. Так, в 2016 году ставки ввозной пошлины на новые автомобили с бензиновым двигателем составляли от 5% от таможенной стоимости (для легковушек с бензиновым двигателем объемом свыше 3 л) до 9,1% (для машин с бензиновым мотором объемом 1,0-1,5 л и б/у машин).
В 2017 году эти ставки должны быть снижены. Так, на легковушки с бензиновыми двигателями объемом до 1,0 л, от 1,5 до 3,0 л, а также дизельные свыше 2,5 л ставка пошлины должна составлять 7,5% от таможенной стоимости. Для автомобилей с бензиновыми моторами объемом от 1,0 до 1,5 л, а также дизельными до 2,5 л и всеми б/у автомобилями ставка составит 8,2%. Если же МРЭТ введет в силу спецпошлины, то ставка для всех этих категорий составит 10%.
Таким образом, вместо обещанного снижения цен на примерно на 1,5-2,5%, стоимость этих автомобилей вырастет на такую же сумму.