Дорогами Сусанина
Куда заведут автонавигаторы?
Фамилия Сусанин давно уже стала нарицательной в значении «проводник-неудачник». На самом же деле народный герой Иван Сусанин повел «вражьих ляхов» по дороге, которую прекрасно знал, и завел именно туда, куда хотел. Другой вопрос, что для них это оказалось полной неожиданностью… |
Примерно по такому же принципу работают сейчас в Украине спутниковые навигационные системы GPS. Доверившись им, вы, скорее всего, попадете туда, куда намеревались; но вот маршрут, который вам предложит бездушная электроника, может оказаться самым неожиданным. Впрочем, похвалить или раскритиковать работу систем GPS в Украине могут пока очень немногие – не слишком-то распространена эта техника на наших просторах. Чтобы проверить все «на собственной шкуре», мы взяли на двухнедельный тест-драйв одну из навигационных систем из числа «портативных навигаторов» (см. ниже) и отправились путешествовать по Украине.
С первых же минут знакомства система порадовала простотой в эксплуатации. Компактный прибор, большую площадь которого занимает сенсорный экран, наделен очень простым и интуитивно понятным меню. При помощи несложного приспособления-липучки устройство крепится к внутренней стороне лобового стекла, разворачивается «лицом» к водителю, шнур питания включается в прикуриватель – и вперед!
Но если навигация перед тем долго не работала, особенно если ее включили после перевозки в другое место, все не так просто. При первом включении приемник довольно долго (от 5 до 10 минут) ищет спутники, с помощью которых он будет определять наше с вами местоположение. Причем чем больше помех (например, в городе с плотной застройкой), тем больше времени на это уйдет. Если машина с отключенной навигацией стояла на месте не очень долго (например, на ночной парковке), поиск происходит гораздо быстрее (одну-две минуты) – ведь система запоминает спутники, от которых она получала информацию в последний раз. А если навигация выключалась на пару часов и никуда не перемещалась, поиск уже знакомых ей спутников занимает менее минуты.
У каждого свой путь
Главное, что следует усвоить автотуристу, решившему по-пробовать «нетрадиционную ориентацию в пространстве», – навигационная система очень редко ошибается (например, если вы спустились под землю или заехали в плотную застройку небоскребов, где ей не видны GPS-спутники). Гораздо чаще неверна карта, которой она пользуется. Иными словами, если вы вдруг обнаружили себя посреди чистого поля на полоске грунта, уходящей в огромную лужу, не спешите швырять «навигацию» в эту самую лужу. Система искренне считала, что это дорога. Ее так «научили» программисты – если карта говорит, что это проезжая часть, стало быть, по ней можно проехать. Кроме того, перед поездкой надо обязательно изучить инструкцию. Например, если не отключить функцию «Учитывать грунтовые дороги» и попросить проложить кратчайший маршрут, система поведет вас по грунтовке, не задумываясь о том, что альтернативный путь пролегал бы по четырехполосному шоссе. Вы просили кратчайший? Пожалуйста!
Если серьезно, то выбирать параметры маршрута – совсем не лишнее, поскольку система «по умолчанию», как правило, прокладывает как раз кратчайший путь, не обращая внимания на дорожное покрытие. Большинство навигационных систем дает возможность выбрать не только кратчайший, а еще и быстрейший вариант дороги, попутно обязав «навигацию» учитывать в расчетах только асфальт. Если знакомые рассказывали о хорошей дороге, проходящей через определенный населенный пункт, можно его указать в качестве транзитного, и система проложит машрут через него. В крайнем случае всегда есть шанс вернуться к ближайшему перекрестку, и навигатор пересчитает маршрут по другой, близлежащей дороге. Вот только не каждый из них делает это быстро.
Развиваемся вместе
Точку, в которой вы находитесь, GPS-навигация ищет самостоятельно, принимая и обсчитывая данные с нескольких спутников; но задавать конечный пункт маршрута придется вам. Делается это очень просто – обычно название искомого населенного пункта вводится с клавиатуры (она может быть как дополнительной, так и появляющейся на сенсорном экране). Если речь идет о большом городе, то система предложит указать еще и точный адрес (улица, дом); если о маленьком поселке или селе – попросит выбрать область, в которой оно находится (не секрет, что городков с названием, например, Подгорцы, Перемога или Счастливое в Украине штук сорок). Единственный нюанс, который может оказаться критичным, – несовпадение языков, на которых «думают» карта и клавиатура. К примеру, карта украинская, клавиатура – русская. И как тогда вы наберете название «Iвано-Франкiвськ»? Поэтому при выборе навигационной системы не мешает заранее поинтересоваться ее познаниями в области лингвистики.
Второй вопрос, который следует задать продавцу навигационной системы до ее покупки, – как часто и каким образом обновляются карты? К примеру, дистрибьютор систем LG обновляет их в среднем раз в полгода, причем пользователи узнают об этом по почте. Дальнейший процесс обновления может происходить через Интернет или при помощи регионального дилера компании; у разных компаний это либо бесплатный бонус, либо платный сервис.
Что представляет собой обновление? На карту постепенно наносятся подробные планы крупных городов Украины, а также уточняются некоторые сведения вроде кривизны поворотов проселочных дорог, появления новых магистралей, изменения конфигурации водоемов и т. п. Пользователь же получает новую карту на диске или через Интернет, после чего через USB-порт закачивает ее в навигационную систему. Отметим, что владелец и сам может усовершенствовать карту и подстроить ее под себя, отмечая понравившиеся в ходе путешествия места «булавками» – специальными точками, которые останутся в памяти устройства.
Неожиданные открытия
В ходе испытаний мы исколесили пол-Украины – Тернопольщину, Черниговщину и Сумщину, Одесскую и Хмельницкую области. Случалось всякое – то навигация не «видела» нормальной дороги, по которой мы успешно ехали, то вела нас тропами, о существовании которых мы не подозревали. Иногда система приятным голосом заблаговременно (начиная с расстояния 800 м) предупреждала нас об изменении направления, а временами не принимала во внимание тот факт, что искомая развязка – двухуровневая…
Для себя я отметил два неожиданно приятных аспекта пользования навигационной системой. Во-первых, на экранчике, висящем на лобовом стекле, прекрасно видна конфигурация ближайшего поворота. Водители со стажем поймут меня – значение такой «подсказки» трудно переоценить. Не важно, закрытый поворот или открытый – с помощью навигации заранее можно оценить его кривизну и предпринять соответствующие действия: то ли не сбрасывать скорость, то ли притормозить, то ли замедлиться почти до полной остановки…
| |
Второй плюс – в совершенно иной, непрактичной плоскости. Проезжая мимо Тернополя, мы доверились навигационной системе и свернули на городок Микулинцы чуть раньше, чем следовало. Дорожное покрытие постепенно становилось все хуже, и мы уже начали было поглядывать на нашу «проводницу», как ляхи на Сусанина, как вдруг… За деревьями в одном из сел мелькнул величественный костел. Остановились, подошли, заглянули внутрь. Храм полуразрушен, деревянные хоры и кафедры покосились, витражей в окнах давно не осталось, но… у алтаря лежали живые цветы. Поверьте, более величественной картины давно не доводилось видеть.
Мы вернулись в машину, сели и… посмотрели на навигационную систему совсем другими глазами. Не будь ее – доверились бы указателям и поехали по широкой новой магистрали, вдоль которой все изучено, отреставрировано и освоено… Но как знать, что лучше?
| |