Что лучше – ставки ввозной пошлины или утилизационный сбор на авто?
Такую позицию озвучил Юхим Хазан, исполнительный директор «Укравтопром», на встрече основных игроков украинской автомобильной промышленности с журналистами, прошедшей в среду в здании Ассоциации. Своего коллегу и соратника в борьбе за права и за защиту национального производителя дополнил Олег Боярин, Глава Рады Ассоциации «Укравтопром», Глава Наблюдательного Совета ЧАО «Еврокар», сделав особый акцент на том, что утилизационный сбор по своей основной природе не является экономической защитной мерой в чистом виде, как та же пошлина на импорт. Первоочередная задача утилизационного сбора, или если другими словами – экологического сбора, состоит как раз в защите экологии страны, в повышении уровня технической безопасности на дорогах.
«В Украине самый старый автомобильный парк в Европе. В то время как в Европе запланировано до 2015 года переработать 95% старых автомобилей, наша страна рискует превратиться в свалку автомобильного хлама. Вы посмотрите на обочины, во дворы домов… Особо нужно подчеркнуть, что утилизация автомобилей, это не просто сбор их в отведенных для этого местах, это очень серьезная программа. Это и сбор – все верно. Но затем это еще и правильная и качественная разборка, с учетом особенностей конструкций – с извлечением подушек безопасности, с извлечением пиропатронов, со сливом и консервацией опасных и агрессивных жидкостей. Далее это раздельная работа с металлом, с пластиком, со стеклом – сортировка материалов, их переработка и повторное использование и тп. Кроме того, утилизационные программы должны включать экономические механизмы, позволяющие тем, кто сдал свой старый авто на утилизацию, облегчить покупку нового транспортного средства…
«Утилизационный сбор, если все грамотно продумать и правильно организовать, будет решать целый спектр задач – бороться за экологию, повышать безопасность на дорогах, увеличивать рынок и стимулировать производство…» – рассказал Олег Свинарук. Что же касается пошлин на иномарки, то, по его словам, позиция правительства автопроизводителей, мягко говоря, удивляет.
«Что касается проведенного спец-расследования, по результатам которого ожидалось повышение ввозных пошлин, то это абсолютно законная мера. Мера, к которой прибегают многие страны… И нас удивляет ситуация, которая сложилась. Расследование показало, что импорт нанес урон отечественному производству, но вместо того, чтобы еще на период расследования принять превентивные меры, сразу подняв пошлину, как это принято делать, даже сейчас, когда негативные последствия влияния импорта на экономику страны доказаны, публикации результатов расследования все нет и нет. А ситуация тем временем продолжает ухудшаться…»
Напомним, что по твердому убеждению представителей укравтопрома, для защиты отечественного производства ни в коем случае нельзя ограничиваться только лишь ввозными пошлинами и утилизационный сбором – необходимо принимать целый комплекс шагов, и экономических, и политических. И делать это очень быстро…
«К счастью, не так давно – эти годы еще очень свежи в нашей памяти – была ситуация, когда многие из тех механизмов, о которых мы говорим сейчас, и когда и рынок рос, и автомобильное производство наращивало свои объемы. Это период с 2000 по 2008 год, когда нам удалось реализовать целый комплекс автомобильных проектов. Тогда мы имели серьезные инвестиционные преимущества, налоговые льготы – освобождались от налога на прибыль, от уплаты налога на добавленную стоимость при реинвестировании средств, была пошлина на уровне 25%… И благодаря всем этим мерам рынок Украины был 7-м в Европе… Сегодня же мы имеем полный регресс по динамике автомобильного рынка. Одним словом, ответы на вопрос «что делать» лежат буквально на поверхности…» – со своей стороны добавил Олег Свинарчук, Президент Корпорации «Богдан».