«Богдан»: Два завода за пять лет

«Автоцентр»: В августе этого года корпорации «Богдан» исполнилось пять лет. Чего удалось добиться за это время и какие планы остались нереализованными?

Олег Свинарчук

Олег Свинарчук

Президент корпорации «Богдан»

«Автоцентр»: В августе этого года корпорации «Богдан» исполнилось пять лет. Чего удалось добиться за это время и какие планы остались нереализованными?

Олег Свинарчук: Нам практически все удалось, даже несмотря на существенные трудности. Так, в 2003–2005 годах наша инвестиционная программа по развитию автопроизводства в рамках Закона «О стимулировании» была единственной из ряда подобных, отмененной чиновниками. Но как это ни парадоксально, только она и выполнена в полном объеме. В результате в Украине появился новый автозавод в Черкассах, не уступающий по объемам выпуска «ЗАЗу». Наш пилотный проект малого автобуса «Богдан» вылился в целую линейку автобусов разного класса – сегодня мы производим более 20 моделей автобусов и троллейбусов. На площадях «ЛуАЗа» создан новый современный завод по выпуску автобусов, грузовиков и спецтехники. Все эти активы за минувшие пять лет были не только проанонсированы, но и воплощены в жизнь. А это более 450 млн. долларов инвестиций в экономику Украины, создание свыше 12 тыс. рабочих мест. Теперь наша компания является 64-й по размерам в Восточной Европе, а по объемам доходов она среди 50-ти крупнейших фирм в Украине. Мы проделали огромный путь, динамика увеличения производства составляла от 20 до 30% в год. У нас появилось много последователей. За пять лет мы увеличили нашу долю рынка с 12 до 22% и удерживаем ее в нынешнем году. Конечно, были и неудачи – из-за финансово-экономического кризиса с конца 2008 года наше развитие заморозилось, доходы упали втрое, пришлось сократить почти каждого третьего сотрудника, приостановить реализацию проекта автозавода в России и логистического автокластера в районе Николаевского порта. Но это плата за динамику роста прошлых лет и отсутствие господдержки, которую давали автопрому другие страны.

«АЦ»: Однако сегодня в Украине рынок потихоньку растет. Как это сказывается на отечественном автопроме?

О. С.: Фактор роста объема продаж в нашей стране говорит о том, что украинский рынок привлекателен для импортеров. В мире очень много мощностей по производству автомобилей, и большинство государств поддерживает свой автопром. Поэтому автопроизводители стимулируют продажи снижением цен. В Украине есть большой потенциал для роста рынка – количество машин на душу населения еще недостаточное для европейской страны, да и возраст автопарка требует его обновления. Но падение автомобильного производства в Украине на 60–80% говорит о необходимости государственной поддержки. Каждая страна стимулирует продажи, и отечественная ассоциация «Укравтопром» вышла с предложением финансирования из бюджета 800 млн. грн. на компенсацию кредитов, направленных на покупку отечественной техники, продления временной пошлины на иномарки.

Корпорация «Богдан»Корпорация «Богдан»
  
Bogdan 2310Bogdan 2110

Bogdan 2310

Bogdan 2110

Hyundai Tucson

Hyundai Tucson

«АЦ»: «Богдан» выпускает бюджетные автомобили, на которые только сегодня обратили внимание мировые автогиганты. Значит ли это, что у вас есть конкурентное преимущество перед ними?

О. С.: Сегодня создание экономичных товаров, в том числе автомобилей, – мировая тенденция. Снижение стоимости машин, уменьшение расхода топлива и выбросов СО – главная задача автопроизводителей. Но в США, например, на разработку экономичного двигателя государство выделило миллиард долларов. В Украине, к сожалению, каждый завод выживает как может. Отечественная конструкторская школа автомобильной техники утрачена, и сейчас по комплектующим – трансмиссиям и двигателям – мы зависим от импорта. При наличии этих разработок украинский автопром чувствовал бы себя намного увереннее на мировом рынке. Единственный наш козырь – мы можем делать мелкосерийное производство. Мы не вложили деньги в разработку модельного ряда, поэтому для нашего предприятия выпуск 30–50 тысяч автомобилей одной модели в год является прибыльным, для мировых же автоконцернов это просто мизерная цифра, а с учетом затрат на разработку новой модели она убыточна.

За пять лет корпорация «Богдан» инвестировала в Луцкий и Черкасский заводы свыше 450 млн. долларов, создала более 12 тысяч рабочих мест.

«АЦ»: Когда, на ваш взгляд, отечественный авторынок выйдет из кризиса?

О. С.: Рынок находится на дне, поэтому говорить о перспективе достаточно сложно. Понятно, что скачкообразного развития рынка уже не будет – нас ждет планомерная и кропотливая работа. На мой взгляд, к объему 2008 года мы придем не раньше, чем через 4-5 лет – при приросте в 10–15% в год. Для предприятий, имеющих такие большие мощности, как наши, это очень болезненная ситуация. Сегодня для нас более перспективным является российский рынок. Он активно восстанавливается, и если ранее соотношение между объемами украинского и российского авторынков составляло 3-3,5 раза, то сейчас – порядка 10 раз. Основные мощности украинских заводов, в том числе Черкасского, загружены заказами из стран СНГ. Но это ситуативная выгода, и в любой момент правительства этих стран могут закрыть для нас рынок. Поэтому очень важно развивать отечественный авторынок.

«АЦ»: Какие планы и перспективы у корпорации «Богдан» на ближайшие годы?

О. С.: Во-первых, мы должны выйти на безубыточную работу. Для нашего предприятия это возможно при объеме производства в 50–70 тыс. автомобилей в год. В июле мы впервые изготовили более 2 тыс. машин. Чтобы не быть убыточными, нам надо увеличить эту цифру в 2-2,5 раза – то есть выпускать 5-6 тыс. легковых автомобилей ежемесячно. Для дальнейшего роста производства необходимо искать новые рынки сбыта и увеличивать экспорт. Чтобы достичь этой цели, мы ведем переговоры с поставщиками комплектующих, что обеспечит возможность выполнения сертификационных норм других стран для поставок за границу и снижения себестоимости продукции. Поэтому среднесрочная перспектива – увеличение объемов экспорта. Если говорить о долгосрочных планах, до 2014–2016 годов, то нам нужно либо купить, либо разработать самим новые модели автомобилей под собственным брендом. Об этом мы уже сегодня ведем переговоры с мировыми производителями.

Черкасский завод «Богдан Моторс»

Проектная мощность

120–150 тыс. автомобилей в год

Объем выпуска за 7 мес. 2010 г.

9034 легковых авто, 463 Bogdan 2310

Объем выпуска в 2009 г.

14393 леговых

Модели автомобилей, выпускаемые на заводе

Lada/Bogdan 2110, 2111, Bogdan 2310, Hyundai Tucson, Elantra XD

Планы на 2010 г.

22,6 тыс.

Беседовал Сергей Матусяк
Фото Андрея Яцуляка

«Автоцентр»: В августе этого года корпорации «Богдан» исполнилось пять лет. Чего удалось добиться за это время и какие планы остались нереализованными?

Олег Свинарчук

Президент корпорации «Богдан»

«Автоцентр»: В августе этого года корпорации «Богдан» исполнилось пять лет. Чего удалось добиться за это время и какие планы остались нереализованными?

Олег Свинарчук: Нам практически все удалось, даже несмотря на существенные трудности. Так, в 2003–2005 годах наша инвестиционная программа по развитию автопроизводства в рамках Закона «О стимулировании» была единственной из ряда подобных, отмененной чиновниками. Но как это ни парадоксально, только она и выполнена в полном объеме. В результате в Украине появился новый автозавод в Черкассах, не уступающий по объемам выпуска «ЗАЗу». Наш пилотный проект малого автобуса «Богдан» вылился в целую линейку автобусов разного класса – сегодня мы производим более 20 моделей автобусов и троллейбусов. На площадях «ЛуАЗа» создан новый современный завод по выпуску автобусов, грузовиков и спецтехники. Все эти активы за минувшие пять лет были не только проанонсированы, но и воплощены в жизнь. А это более 450 млн. долларов инвестиций в экономику Украины, создание свыше 12 тыс. рабочих мест. Теперь наша компания является 64-й по размерам в Восточной Европе, а по объемам доходов она среди 50-ти крупнейших фирм в Украине. Мы проделали огромный путь, динамика увеличения производства составляла от 20 до 30% в год. У нас появилось много последователей. За пять лет мы увеличили нашу долю рынка с 12 до 22% и удерживаем ее в нынешнем году. Конечно, были и неудачи – из-за финансово-экономического кризиса с конца 2008 года наше развитие заморозилось, доходы упали втрое, пришлось сократить почти каждого третьего сотрудника, приостановить реализацию проекта автозавода в России и логистического автокластера в районе Николаевского порта. Но это плата за динамику роста прошлых лет и отсутствие господдержки, которую давали автопрому другие страны.

«АЦ»: Однако сегодня в Украине рынок потихоньку растет. Как это сказывается на отечественном автопроме?

О. С.: Фактор роста объема продаж в нашей стране говорит о том, что украинский рынок привлекателен для импортеров. В мире очень много мощностей по производству автомобилей, и большинство государств поддерживает свой автопром. Поэтому автопроизводители стимулируют продажи снижением цен. В Украине есть большой потенциал для роста рынка – количество машин на душу населения еще недостаточное для европейской страны, да и возраст автопарка требует его обновления. Но падение автомобильного производства в Украине на 60–80% говорит о необходимости государственной поддержки. Каждая страна стимулирует продажи, и отечественная ассоциация «Укравтопром» вышла с предложением финансирования из бюджета 800 млн. грн. на компенсацию кредитов, направленных на покупку отечественной техники, продления временной пошлины на иномарки.

  

Bogdan 2310

Bogdan 2110

Hyundai Tucson

«АЦ»: «Богдан» выпускает бюджетные автомобили, на которые только сегодня обратили внимание мировые автогиганты. Значит ли это, что у вас есть конкурентное преимущество перед ними?

О. С.: Сегодня создание экономичных товаров, в том числе автомобилей, – мировая тенденция. Снижение стоимости машин, уменьшение расхода топлива и выбросов СО – главная задача автопроизводителей. Но в США, например, на разработку экономичного двигателя государство выделило миллиард долларов. В Украине, к сожалению, каждый завод выживает как может. Отечественная конструкторская школа автомобильной техники утрачена, и сейчас по комплектующим – трансмиссиям и двигателям – мы зависим от импорта. При наличии этих разработок украинский автопром чувствовал бы себя намного увереннее на мировом рынке. Единственный наш козырь – мы можем делать мелкосерийное производство. Мы не вложили деньги в разработку модельного ряда, поэтому для нашего предприятия выпуск 30–50 тысяч автомобилей одной модели в год является прибыльным, для мировых же автоконцернов это просто мизерная цифра, а с учетом затрат на разработку новой модели она убыточна.

За пять лет корпорация «Богдан» инвестировала в Луцкий и Черкасский заводы свыше 450 млн. долларов, создала более 12 тысяч рабочих мест.

«АЦ»: Когда, на ваш взгляд, отечественный авторынок выйдет из кризиса?

О. С.: Рынок находится на дне, поэтому говорить о перспективе достаточно сложно. Понятно, что скачкообразного развития рынка уже не будет – нас ждет планомерная и кропотливая работа. На мой взгляд, к объему 2008 года мы придем не раньше, чем через 4-5 лет – при приросте в 10–15% в год. Для предприятий, имеющих такие большие мощности, как наши, это очень болезненная ситуация. Сегодня для нас более перспективным является российский рынок. Он активно восстанавливается, и если ранее соотношение между объемами украинского и российского авторынков составляло 3-3,5 раза, то сейчас – порядка 10 раз. Основные мощности украинских заводов, в том числе Черкасского, загружены заказами из стран СНГ. Но это ситуативная выгода, и в любой момент правительства этих стран могут закрыть для нас рынок. Поэтому очень важно развивать отечественный авторынок.

«АЦ»: Какие планы и перспективы у корпорации «Богдан» на ближайшие годы?

О. С.: Во-первых, мы должны выйти на безубыточную работу. Для нашего предприятия это возможно при объеме производства в 50–70 тыс. автомобилей в год. В июле мы впервые изготовили более 2 тыс. машин. Чтобы не быть убыточными, нам надо увеличить эту цифру в 2-2,5 раза – то есть выпускать 5-6 тыс. легковых автомобилей ежемесячно. Для дальнейшего роста производства необходимо искать новые рынки сбыта и увеличивать экспорт. Чтобы достичь этой цели, мы ведем переговоры с поставщиками комплектующих, что обеспечит возможность выполнения сертификационных норм других стран для поставок за границу и снижения себестоимости продукции. Поэтому среднесрочная перспектива – увеличение объемов экспорта. Если говорить о долгосрочных планах, до 2014–2016 годов, то нам нужно либо купить, либо разработать самим новые модели автомобилей под собственным брендом. Об этом мы уже сегодня ведем переговоры с мировыми производителями.

Черкасский завод «Богдан Моторс»

Проектная мощность

120–150 тыс. автомобилей в год

Объем выпуска за 7 мес. 2010 г.

9034 легковых авто, 463 Bogdan 2310

Объем выпуска в 2009 г.

14393 леговых

Модели автомобилей, выпускаемые на заводе

Lada/Bogdan 2110, 2111, Bogdan 2310, Hyundai Tucson, Elantra XD

Планы на 2010 г.

22,6 тыс.

Беседовал Сергей Матусяк
Фото Андрея Яцуляка

Олег Свинарчук

Президент корпорации «Богдан»

«Автоцентр»: В августе этого года корпорации «Богдан» исполнилось пять лет. Чего удалось добиться за это время и какие планы остались нереализованными?

Олег Свинарчук: Нам практически все удалось, даже несмотря на существенные трудности. Так, в 2003–2005 годах наша инвестиционная программа по развитию автопроизводства в рамках Закона «О стимулировании» была единственной из ряда подобных, отмененной чиновниками. Но как это ни парадоксально, только она и выполнена в полном объеме. В результате в Украине появился новый автозавод в Черкассах, не уступающий по объемам выпуска «ЗАЗу». Наш пилотный проект малого автобуса «Богдан» вылился в целую линейку автобусов разного класса – сегодня мы производим более 20 моделей автобусов и троллейбусов. На площадях «ЛуАЗа» создан новый современный завод по выпуску автобусов, грузовиков и спецтехники. Все эти активы за минувшие пять лет были не только проанонсированы, но и воплощены в жизнь. А это более 450 млн. долларов инвестиций в экономику Украины, создание свыше 12 тыс. рабочих мест. Теперь наша компания является 64-й по размерам в Восточной Европе, а по объемам доходов она среди 50-ти крупнейших фирм в Украине. Мы проделали огромный путь, динамика увеличения производства составляла от 20 до 30% в год. У нас появилось много последователей. За пять лет мы увеличили нашу долю рынка с 12 до 22% и удерживаем ее в нынешнем году. Конечно, были и неудачи – из-за финансово-экономического кризиса с конца 2008 года наше развитие заморозилось, доходы упали втрое, пришлось сократить почти каждого третьего сотрудника, приостановить реализацию проекта автозавода в России и логистического автокластера в районе Николаевского порта. Но это плата за динамику роста прошлых лет и отсутствие господдержки, которую давали автопрому другие страны.

«АЦ»: Однако сегодня в Украине рынок потихоньку растет. Как это сказывается на отечественном автопроме?

О. С.: Фактор роста объема продаж в нашей стране говорит о том, что украинский рынок привлекателен для импортеров. В мире очень много мощностей по производству автомобилей, и большинство государств поддерживает свой автопром. Поэтому автопроизводители стимулируют продажи снижением цен. В Украине есть большой потенциал для роста рынка – количество машин на душу населения еще недостаточное для европейской страны, да и возраст автопарка требует его обновления. Но падение автомобильного производства в Украине на 60–80% говорит о необходимости государственной поддержки. Каждая страна стимулирует продажи, и отечественная ассоциация «Укравтопром» вышла с предложением финансирования из бюджета 800 млн. грн. на компенсацию кредитов, направленных на покупку отечественной техники, продления временной пошлины на иномарки.

Bogdan 2310

Bogdan 2110

Hyundai Tucson

«АЦ»: «Богдан» выпускает бюджетные автомобили, на которые только сегодня обратили внимание мировые автогиганты. Значит ли это, что у вас есть конкурентное преимущество перед ними?

О. С.: Сегодня создание экономичных товаров, в том числе автомобилей, – мировая тенденция. Снижение стоимости машин, уменьшение расхода топлива и выбросов СО – главная задача автопроизводителей. Но в США, например, на разработку экономичного двигателя государство выделило миллиард долларов. В Украине, к сожалению, каждый завод выживает как может. Отечественная конструкторская школа автомобильной техники утрачена, и сейчас по комплектующим – трансмиссиям и двигателям – мы зависим от импорта. При наличии этих разработок украинский автопром чувствовал бы себя намного увереннее на мировом рынке. Единственный наш козырь – мы можем делать мелкосерийное производство. Мы не вложили деньги в разработку модельного ряда, поэтому для нашего предприятия выпуск 30–50 тысяч автомобилей одной модели в год является прибыльным, для мировых же автоконцернов это просто мизерная цифра, а с учетом затрат на разработку новой модели она убыточна.

За пять лет корпорация «Богдан» инвестировала в Луцкий и Черкасский заводы свыше 450 млн. долларов, создала более 12 тысяч рабочих мест.

«АЦ»: Когда, на ваш взгляд, отечественный авторынок выйдет из кризиса?

О. С.: Рынок находится на дне, поэтому говорить о перспективе достаточно сложно. Понятно, что скачкообразного развития рынка уже не будет – нас ждет планомерная и кропотливая работа. На мой взгляд, к объему 2008 года мы придем не раньше, чем через 4-5 лет – при приросте в 10–15% в год. Для предприятий, имеющих такие большие мощности, как наши, это очень болезненная ситуация. Сегодня для нас более перспективным является российский рынок. Он активно восстанавливается, и если ранее соотношение между объемами украинского и российского авторынков составляло 3-3,5 раза, то сейчас – порядка 10 раз. Основные мощности украинских заводов, в том числе Черкасского, загружены заказами из стран СНГ. Но это ситуативная выгода, и в любой момент правительства этих стран могут закрыть для нас рынок. Поэтому очень важно развивать отечественный авторынок.

«АЦ»: Какие планы и перспективы у корпорации «Богдан» на ближайшие годы?

О. С.: Во-первых, мы должны выйти на безубыточную работу. Для нашего предприятия это возможно при объеме производства в 50–70 тыс. автомобилей в год. В июле мы впервые изготовили более 2 тыс. машин. Чтобы не быть убыточными, нам надо увеличить эту цифру в 2-2,5 раза – то есть выпускать 5-6 тыс. легковых автомобилей ежемесячно. Для дальнейшего роста производства необходимо искать новые рынки сбыта и увеличивать экспорт. Чтобы достичь этой цели, мы ведем переговоры с поставщиками комплектующих, что обеспечит возможность выполнения сертификационных норм других стран для поставок за границу и снижения себестоимости продукции. Поэтому среднесрочная перспектива – увеличение объемов экспорта. Если говорить о долгосрочных планах, до 2014–2016 годов, то нам нужно либо купить, либо разработать самим новые модели автомобилей под собственным брендом. Об этом мы уже сегодня ведем переговоры с мировыми производителями.

Черкасский завод «Богдан Моторс»

Проектная мощность

120–150 тыс. автомобилей в год

Объем выпуска за 7 мес. 2010 г.

9034 легковых авто, 463 Bogdan 2310

Объем выпуска в 2009 г.

14393 леговых

Модели автомобилей, выпускаемые на заводе

Lada/Bogdan 2110, 2111, Bogdan 2310, Hyundai Tucson, Elantra XD

Планы на 2010 г.

22,6 тыс.

Беседовал Сергей Матусяк
Фото Андрея Яцуляка