
«Богдан»: Два завода за пять лет
«Автоцентр»: В августе этого года корпорации «Богдан» исполнилось пять лет. Чего удалось добиться за это время и какие планы остались нереализованными?
![]() | Олег СвинарчукПрезидент корпорации «Богдан» |
«Автоцентр»: В августе этого года корпорации «Богдан» исполнилось пять лет. Чего удалось добиться за это время и какие планы остались нереализованными?
Олег Свинарчук: Нам практически все удалось, даже несмотря на существенные трудности. Так, в 2003–2005 годах наша инвестиционная программа по развитию автопроизводства в рамках Закона «О стимулировании» была единственной из ряда подобных, отмененной чиновниками. Но как это ни парадоксально, только она и выполнена в полном объеме. В результате в Украине появился новый автозавод в Черкассах, не уступающий по объемам выпуска «ЗАЗу». Наш пилотный проект малого автобуса «Богдан» вылился в целую линейку автобусов разного класса – сегодня мы производим более 20 моделей автобусов и троллейбусов. На площадях «ЛуАЗа» создан новый современный завод по выпуску автобусов, грузовиков и спецтехники. Все эти активы за минувшие пять лет были не только проанонсированы, но и воплощены в жизнь. А это более 450 млн. долларов инвестиций в экономику Украины, создание свыше 12 тыс. рабочих мест. Теперь наша компания является 64-й по размерам в Восточной Европе, а по объемам доходов она среди 50-ти крупнейших фирм в Украине. Мы проделали огромный путь, динамика увеличения производства составляла от 20 до 30% в год. У нас появилось много последователей. За пять лет мы увеличили нашу долю рынка с 12 до 22% и удерживаем ее в нынешнем году. Конечно, были и неудачи – из-за финансово-экономического кризиса с конца 2008 года наше развитие заморозилось, доходы упали втрое, пришлось сократить почти каждого третьего сотрудника, приостановить реализацию проекта автозавода в России и логистического автокластера в районе Николаевского порта. Но это плата за динамику роста прошлых лет и отсутствие господдержки, которую давали автопрому другие страны.
«АЦ»: Однако сегодня в Украине рынок потихоньку растет. Как это сказывается на отечественном автопроме?
О. С.: Фактор роста объема продаж в нашей стране говорит о том, что украинский рынок привлекателен для импортеров. В мире очень много мощностей по производству автомобилей, и большинство государств поддерживает свой автопром. Поэтому автопроизводители стимулируют продажи снижением цен. В Украине есть большой потенциал для роста рынка – количество машин на душу населения еще недостаточное для европейской страны, да и возраст автопарка требует его обновления. Но падение автомобильного производства в Украине на 60–80% говорит о необходимости государственной поддержки. Каждая страна стимулирует продажи, и отечественная ассоциация «Укравтопром» вышла с предложением финансирования из бюджета 800 млн. грн. на компенсацию кредитов, направленных на покупку отечественной техники, продления временной пошлины на иномарки.
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
Bogdan 2310 | Bogdan 2110 |
![]() | Hyundai Tucson |
«АЦ»: «Богдан» выпускает бюджетные автомобили, на которые только сегодня обратили внимание мировые автогиганты. Значит ли это, что у вас есть конкурентное преимущество перед ними?
О. С.: Сегодня создание экономичных товаров, в том числе автомобилей, – мировая тенденция. Снижение стоимости машин, уменьшение расхода топлива и выбросов СО – главная задача автопроизводителей. Но в США, например, на разработку экономичного двигателя государство выделило миллиард долларов. В Украине, к сожалению, каждый завод выживает как может. Отечественная конструкторская школа автомобильной техники утрачена, и сейчас по комплектующим – трансмиссиям и двигателям – мы зависим от импорта. При наличии этих разработок украинский автопром чувствовал бы себя намного увереннее на мировом рынке. Единственный наш козырь – мы можем делать мелкосерийное производство. Мы не вложили деньги в разработку модельного ряда, поэтому для нашего предприятия выпуск 30–50 тысяч автомобилей одной модели в год является прибыльным, для мировых же автоконцернов это просто мизерная цифра, а с учетом затрат на разработку новой модели она убыточна.
За пять лет корпорация «Богдан» инвестировала в Луцкий и Черкасский заводы свыше 450 млн. долларов, создала более 12 тысяч рабочих мест.
«АЦ»: Когда, на ваш взгляд, отечественный авторынок выйдет из кризиса?
О. С.: Рынок находится на дне, поэтому говорить о перспективе достаточно сложно. Понятно, что скачкообразного развития рынка уже не будет – нас ждет планомерная и кропотливая работа. На мой взгляд, к объему 2008 года мы придем не раньше, чем через 4-5 лет – при приросте в 10–15% в год. Для предприятий, имеющих такие большие мощности, как наши, это очень болезненная ситуация. Сегодня для нас более перспективным является российский рынок. Он активно восстанавливается, и если ранее соотношение между объемами украинского и российского авторынков составляло 3-3,5 раза, то сейчас – порядка 10 раз. Основные мощности украинских заводов, в том числе Черкасского, загружены заказами из стран СНГ. Но это ситуативная выгода, и в любой момент правительства этих стран могут закрыть для нас рынок. Поэтому очень важно развивать отечественный авторынок.
«АЦ»: Какие планы и перспективы у корпорации «Богдан» на ближайшие годы?
О. С.: Во-первых, мы должны выйти на безубыточную работу. Для нашего предприятия это возможно при объеме производства в 50–70 тыс. автомобилей в год. В июле мы впервые изготовили более 2 тыс. машин. Чтобы не быть убыточными, нам надо увеличить эту цифру в 2-2,5 раза – то есть выпускать 5-6 тыс. легковых автомобилей ежемесячно. Для дальнейшего роста производства необходимо искать новые рынки сбыта и увеличивать экспорт. Чтобы достичь этой цели, мы ведем переговоры с поставщиками комплектующих, что обеспечит возможность выполнения сертификационных норм других стран для поставок за границу и снижения себестоимости продукции. Поэтому среднесрочная перспектива – увеличение объемов экспорта. Если говорить о долгосрочных планах, до 2014–2016 годов, то нам нужно либо купить, либо разработать самим новые модели автомобилей под собственным брендом. Об этом мы уже сегодня ведем переговоры с мировыми производителями.
Черкасский завод «Богдан Моторс» | |
Проектная мощность | 120–150 тыс. автомобилей в год |
Объем выпуска за 7 мес. 2010 г. | 9034 легковых авто, 463 Bogdan 2310 |
Объем выпуска в 2009 г. | 14393 леговых |
Модели автомобилей, выпускаемые на заводе | Lada/Bogdan 2110, 2111, Bogdan 2310, Hyundai Tucson, Elantra XD |
Планы на 2010 г. | 22,6 тыс. |
«Автоцентр»: В августе этого года корпорации «Богдан» исполнилось пять лет. Чего удалось добиться за это время и какие планы остались нереализованными?
Олег Свинарчук
Президент корпорации «Богдан»
«Автоцентр»: В августе этого года корпорации «Богдан» исполнилось пять лет. Чего удалось добиться за это время и какие планы остались нереализованными?
Олег Свинарчук: Нам практически все удалось, даже несмотря на существенные трудности. Так, в 2003–2005 годах наша инвестиционная программа по развитию автопроизводства в рамках Закона «О стимулировании» была единственной из ряда подобных, отмененной чиновниками. Но как это ни парадоксально, только она и выполнена в полном объеме. В результате в Украине появился новый автозавод в Черкассах, не уступающий по объемам выпуска «ЗАЗу». Наш пилотный проект малого автобуса «Богдан» вылился в целую линейку автобусов разного класса – сегодня мы производим более 20 моделей автобусов и троллейбусов. На площадях «ЛуАЗа» создан новый современный завод по выпуску автобусов, грузовиков и спецтехники. Все эти активы за минувшие пять лет были не только проанонсированы, но и воплощены в жизнь. А это более 450 млн. долларов инвестиций в экономику Украины, создание свыше 12 тыс. рабочих мест. Теперь наша компания является 64-й по размерам в Восточной Европе, а по объемам доходов она среди 50-ти крупнейших фирм в Украине. Мы проделали огромный путь, динамика увеличения производства составляла от 20 до 30% в год. У нас появилось много последователей. За пять лет мы увеличили нашу долю рынка с 12 до 22% и удерживаем ее в нынешнем году. Конечно, были и неудачи – из-за финансово-экономического кризиса с конца 2008 года наше развитие заморозилось, доходы упали втрое, пришлось сократить почти каждого третьего сотрудника, приостановить реализацию проекта автозавода в России и логистического автокластера в районе Николаевского порта. Но это плата за динамику роста прошлых лет и отсутствие господдержки, которую давали автопрому другие страны.
«АЦ»: Однако сегодня в Украине рынок потихоньку растет. Как это сказывается на отечественном автопроме?
О. С.: Фактор роста объема продаж в нашей стране говорит о том, что украинский рынок привлекателен для импортеров. В мире очень много мощностей по производству автомобилей, и большинство государств поддерживает свой автопром. Поэтому автопроизводители стимулируют продажи снижением цен. В Украине есть большой потенциал для роста рынка – количество машин на душу населения еще недостаточное для европейской страны, да и возраст автопарка требует его обновления. Но падение автомобильного производства в Украине на 60–80% говорит о необходимости государственной поддержки. Каждая страна стимулирует продажи, и отечественная ассоциация «Укравтопром» вышла с предложением финансирования из бюджета 800 млн. грн. на компенсацию кредитов, направленных на покупку отечественной техники, продления временной пошлины на иномарки.
Bogdan 2310
Bogdan 2110
Hyundai Tucson
«АЦ»: «Богдан» выпускает бюджетные автомобили, на которые только сегодня обратили внимание мировые автогиганты. Значит ли это, что у вас есть конкурентное преимущество перед ними?
О. С.: Сегодня создание экономичных товаров, в том числе автомобилей, – мировая тенденция. Снижение стоимости машин, уменьшение расхода топлива и выбросов СО – главная задача автопроизводителей. Но в США, например, на разработку экономичного двигателя государство выделило миллиард долларов. В Украине, к сожалению, каждый завод выживает как может. Отечественная конструкторская школа автомобильной техники утрачена, и сейчас по комплектующим – трансмиссиям и двигателям – мы зависим от импорта. При наличии этих разработок украинский автопром чувствовал бы себя намного увереннее на мировом рынке. Единственный наш козырь – мы можем делать мелкосерийное производство. Мы не вложили деньги в разработку модельного ряда, поэтому для нашего предприятия выпуск 30–50 тысяч автомобилей одной модели в год является прибыльным, для мировых же автоконцернов это просто мизерная цифра, а с учетом затрат на разработку новой модели она убыточна.
За пять лет корпорация «Богдан» инвестировала в Луцкий и Черкасский заводы свыше 450 млн. долларов, создала более 12 тысяч рабочих мест.
«АЦ»: Когда, на ваш взгляд, отечественный авторынок выйдет из кризиса?
О. С.: Рынок находится на дне, поэтому говорить о перспективе достаточно сложно. Понятно, что скачкообразного развития рынка уже не будет – нас ждет планомерная и кропотливая работа. На мой взгляд, к объему 2008 года мы придем не раньше, чем через 4-5 лет – при приросте в 10–15% в год. Для предприятий, имеющих такие большие мощности, как наши, это очень болезненная ситуация. Сегодня для нас более перспективным является российский рынок. Он активно восстанавливается, и если ранее соотношение между объемами украинского и российского авторынков составляло 3-3,5 раза, то сейчас – порядка 10 раз. Основные мощности украинских заводов, в том числе Черкасского, загружены заказами из стран СНГ. Но это ситуативная выгода, и в любой момент правительства этих стран могут закрыть для нас рынок. Поэтому очень важно развивать отечественный авторынок.
«АЦ»: Какие планы и перспективы у корпорации «Богдан» на ближайшие годы?
О. С.: Во-первых, мы должны выйти на безубыточную работу. Для нашего предприятия это возможно при объеме производства в 50–70 тыс. автомобилей в год. В июле мы впервые изготовили более 2 тыс. машин. Чтобы не быть убыточными, нам надо увеличить эту цифру в 2-2,5 раза – то есть выпускать 5-6 тыс. легковых автомобилей ежемесячно. Для дальнейшего роста производства необходимо искать новые рынки сбыта и увеличивать экспорт. Чтобы достичь этой цели, мы ведем переговоры с поставщиками комплектующих, что обеспечит возможность выполнения сертификационных норм других стран для поставок за границу и снижения себестоимости продукции. Поэтому среднесрочная перспектива – увеличение объемов экспорта. Если говорить о долгосрочных планах, до 2014–2016 годов, то нам нужно либо купить, либо разработать самим новые модели автомобилей под собственным брендом. Об этом мы уже сегодня ведем переговоры с мировыми производителями.
Черкасский завод «Богдан Моторс»
Проектная мощность
120–150 тыс. автомобилей в год
Объем выпуска за 7 мес. 2010 г.
9034 легковых авто, 463 Bogdan 2310
Объем выпуска в 2009 г.
14393 леговых
Модели автомобилей, выпускаемые на заводе
Lada/Bogdan 2110, 2111, Bogdan 2310, Hyundai Tucson, Elantra XD
Планы на 2010 г.
22,6 тыс.
![]() | Олег СвинарчукПрезидент корпорации «Богдан» |
«Автоцентр»: В августе этого года корпорации «Богдан» исполнилось пять лет. Чего удалось добиться за это время и какие планы остались нереализованными?
Олег Свинарчук: Нам практически все удалось, даже несмотря на существенные трудности. Так, в 2003–2005 годах наша инвестиционная программа по развитию автопроизводства в рамках Закона «О стимулировании» была единственной из ряда подобных, отмененной чиновниками. Но как это ни парадоксально, только она и выполнена в полном объеме. В результате в Украине появился новый автозавод в Черкассах, не уступающий по объемам выпуска «ЗАЗу». Наш пилотный проект малого автобуса «Богдан» вылился в целую линейку автобусов разного класса – сегодня мы производим более 20 моделей автобусов и троллейбусов. На площадях «ЛуАЗа» создан новый современный завод по выпуску автобусов, грузовиков и спецтехники. Все эти активы за минувшие пять лет были не только проанонсированы, но и воплощены в жизнь. А это более 450 млн. долларов инвестиций в экономику Украины, создание свыше 12 тыс. рабочих мест. Теперь наша компания является 64-й по размерам в Восточной Европе, а по объемам доходов она среди 50-ти крупнейших фирм в Украине. Мы проделали огромный путь, динамика увеличения производства составляла от 20 до 30% в год. У нас появилось много последователей. За пять лет мы увеличили нашу долю рынка с 12 до 22% и удерживаем ее в нынешнем году. Конечно, были и неудачи – из-за финансово-экономического кризиса с конца 2008 года наше развитие заморозилось, доходы упали втрое, пришлось сократить почти каждого третьего сотрудника, приостановить реализацию проекта автозавода в России и логистического автокластера в районе Николаевского порта. Но это плата за динамику роста прошлых лет и отсутствие господдержки, которую давали автопрому другие страны.
«АЦ»: Однако сегодня в Украине рынок потихоньку растет. Как это сказывается на отечественном автопроме?
О. С.: Фактор роста объема продаж в нашей стране говорит о том, что украинский рынок привлекателен для импортеров. В мире очень много мощностей по производству автомобилей, и большинство государств поддерживает свой автопром. Поэтому автопроизводители стимулируют продажи снижением цен. В Украине есть большой потенциал для роста рынка – количество машин на душу населения еще недостаточное для европейской страны, да и возраст автопарка требует его обновления. Но падение автомобильного производства в Украине на 60–80% говорит о необходимости государственной поддержки. Каждая страна стимулирует продажи, и отечественная ассоциация «Укравтопром» вышла с предложением финансирования из бюджета 800 млн. грн. на компенсацию кредитов, направленных на покупку отечественной техники, продления временной пошлины на иномарки.
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
Bogdan 2310 | Bogdan 2110 |
![]() | Hyundai Tucson |
«АЦ»: «Богдан» выпускает бюджетные автомобили, на которые только сегодня обратили внимание мировые автогиганты. Значит ли это, что у вас есть конкурентное преимущество перед ними?
О. С.: Сегодня создание экономичных товаров, в том числе автомобилей, – мировая тенденция. Снижение стоимости машин, уменьшение расхода топлива и выбросов СО – главная задача автопроизводителей. Но в США, например, на разработку экономичного двигателя государство выделило миллиард долларов. В Украине, к сожалению, каждый завод выживает как может. Отечественная конструкторская школа автомобильной техники утрачена, и сейчас по комплектующим – трансмиссиям и двигателям – мы зависим от импорта. При наличии этих разработок украинский автопром чувствовал бы себя намного увереннее на мировом рынке. Единственный наш козырь – мы можем делать мелкосерийное производство. Мы не вложили деньги в разработку модельного ряда, поэтому для нашего предприятия выпуск 30–50 тысяч автомобилей одной модели в год является прибыльным, для мировых же автоконцернов это просто мизерная цифра, а с учетом затрат на разработку новой модели она убыточна.
За пять лет корпорация «Богдан» инвестировала в Луцкий и Черкасский заводы свыше 450 млн. долларов, создала более 12 тысяч рабочих мест.
«АЦ»: Когда, на ваш взгляд, отечественный авторынок выйдет из кризиса?
О. С.: Рынок находится на дне, поэтому говорить о перспективе достаточно сложно. Понятно, что скачкообразного развития рынка уже не будет – нас ждет планомерная и кропотливая работа. На мой взгляд, к объему 2008 года мы придем не раньше, чем через 4-5 лет – при приросте в 10–15% в год. Для предприятий, имеющих такие большие мощности, как наши, это очень болезненная ситуация. Сегодня для нас более перспективным является российский рынок. Он активно восстанавливается, и если ранее соотношение между объемами украинского и российского авторынков составляло 3-3,5 раза, то сейчас – порядка 10 раз. Основные мощности украинских заводов, в том числе Черкасского, загружены заказами из стран СНГ. Но это ситуативная выгода, и в любой момент правительства этих стран могут закрыть для нас рынок. Поэтому очень важно развивать отечественный авторынок.
«АЦ»: Какие планы и перспективы у корпорации «Богдан» на ближайшие годы?
О. С.: Во-первых, мы должны выйти на безубыточную работу. Для нашего предприятия это возможно при объеме производства в 50–70 тыс. автомобилей в год. В июле мы впервые изготовили более 2 тыс. машин. Чтобы не быть убыточными, нам надо увеличить эту цифру в 2-2,5 раза – то есть выпускать 5-6 тыс. легковых автомобилей ежемесячно. Для дальнейшего роста производства необходимо искать новые рынки сбыта и увеличивать экспорт. Чтобы достичь этой цели, мы ведем переговоры с поставщиками комплектующих, что обеспечит возможность выполнения сертификационных норм других стран для поставок за границу и снижения себестоимости продукции. Поэтому среднесрочная перспектива – увеличение объемов экспорта. Если говорить о долгосрочных планах, до 2014–2016 годов, то нам нужно либо купить, либо разработать самим новые модели автомобилей под собственным брендом. Об этом мы уже сегодня ведем переговоры с мировыми производителями.
Черкасский завод «Богдан Моторс» | |
Проектная мощность | 120–150 тыс. автомобилей в год |
Объем выпуска за 7 мес. 2010 г. | 9034 легковых авто, 463 Bogdan 2310 |
Объем выпуска в 2009 г. | 14393 леговых |
Модели автомобилей, выпускаемые на заводе | Lada/Bogdan 2110, 2111, Bogdan 2310, Hyundai Tucson, Elantra XD |
Планы на 2010 г. | 22,6 тыс. |