Руководители Государственной фискальной службы Украины считают, что большинство автомобилей на иностранных номерах эксплуатируются в нашей стране с нарушениями таможенных правил. Но ответственность за это неизбежна.
Большинство автомобилей в иностранной регистрации, ввозимые в Украину, находятся здесь с нарушениями законодательства. Об этом рассказали руководители Государственной фискальной службы Украины на пресс-конференции «Авто с иностранной регистрацией: что нужно знать».
По словам заместителя начальника Управления организации таможенного контроля департамента таможенного контроля ДФС Елены Мошинской, на сегодняшний день существует два основных режима ввоза легковых автомобилей на иностранных номерах – временный ввоз и транзит.
В режиме временного ввоза можно привезти один автомобиль сроком до одного года.
Однако если нерезиденты (иностранцы) имеют право это сделать без уплаты таможенных платежей, то наши сограждане – только после того, как они внесли все средства, предусмотренные для «растаможку».
Кстати, в таком режиме можно ввезти автомобили независимо от их экологического соответствия (хоть Евро 2, хоть Евро 0). Впрочем, через год гражданин должен вывезти авто за пределы Украины. В период с 2015 по первое полугодие 2017 года в таком режиме было ввезено 1 440 984 автомобиля. При этом не вывезли только 23 794 машины. Впрочем, посчитать, сколько же их находится в нашей стране незаконно, ГФС не смогла.
Как правило, в режиме временного ввоза в нашу стране легковушки ввозят иностранцы, которые затем передают машину нашим согражданам. Это запрещено законодательством, и если иностранец не вывез авто в назначенный срок, то к нему у таможенников будут вопросы при последующем пересечении границы.
За то, что авто не было вывезено в режиме временного ввоза, владельца штрафуют на сумму от 850 грн до 17 000 грн (зависимо от срока просрочки). Это предусмотрено ст. 481 Таможенного кодекса Украины. За 7 месяцев 2017 по этой статье были оштрафованы 1975 человек.
Второй путь ввоза авто на иностранных номерах – в режиме транзита. Так имеют право ввозить авто как иностранцы, так и украинцы. Однако все они должны вывезти авто из Украины не позднее, чем через 5 дней (в пределах одной таможни) или 10 дней (если машина пересекает границу в другой таможне. Этим пользуются жители приграничных регионов Украины, которые и создают очереди на пунктах перехода.
Если авто не вывезено в эти сроки – статья 470 ТК предусматривает штраф 170-8500 грн. За 2,5 года таким образом границу пересекли 313 000 автомобилей (не исключено, что это были одни и те же). Из них не вывезено – 27 604 автомобиля.
Ни один из этих методов не предполагает использование автомобиля в коммерческих целях, в частности в такси. Кстати недавно, чтобы разоблачить таких граждан, таможенники вызвали такси и накладывали на владельцев штраф.
По словам Мошинской, ответственность за нарушение таможенных правил обязательно наступит для всех нарушителей. Рано или поздно. Так что нашим гражданам лучше не искать лазеек в законодательстве, а выполнять действующие законы Украины.
Ведь, по словам Алексея Сивирина, заместителя директора Департамента организации противодействия таможенным правонарушениям ГФС, суды отклоняют всего 1% протоколов, составленных на нарушителей таможнями. А за 7 месяцев 2017 таможенники составили около 11 000 протоколов о нарушении.