Б/у иномарка из Германии за $2,5 тысяч стала реальностью
Стоянка возле торгового центра недалеко от метро «Житомирская» в Киеве в последнее время напоминает восточный базар. Там приютились более двух десятков автомобилей на литовских номерах. Но продавцы явно не из этой балтийской страны. Смуглые лица, характерный акцент – машины здесь «толкают» выходцы из Молдовы.
«Смотри, это Audi 1999 года. Ты выбрал лучший вариант. Есть другие, но эта по состоянию как новая. Бери, не пожалеешь», – обращается ко мне небритый продавец, которому на вид чуть больше пятидесяти. «Всего три с половиной тысячи долларов, – заканчивает энергичный молдаванин.
Но как только я спросил о документах на эту машину, он тот час же вспылил: «Слушай, так и скажи, что денег нет, зачем тут ходишь?».
«Нет, отвечаю, деньги есть. И есть желание ездить на приличном автомобиле. Но я не совсем разбираюсь в схеме, по которой сейчас ездят так много украинцев», – прикидываюсь под дурачка.
Вышедший из себя заросший мэн еще больше повышает голос: «Семь миллионов машин на литовских номерах ездят по стране. Мы только что на автовозах привезли сорок машин прямо из Германии. И ты будешь ездить, не переживай. Смотри, – вытаскивает из бардачка кипу документов, – литовский техпаспорт, доверенность, страховка, все документы. Машина ввезена на 5 лет».
«Как на 5 лет, – опешиваю я. – Я слышал, надо каждый год въезжать и выезжать через границу…».
«Ты русский язык понимаешь или нет? – небритый человек, кажется, не на шутку взбешен. Он вплотную подходит ко мне, отчего мне слышен запах перегара. – Я тебе сказал, не надо никуда ездить. Не надо отдавать машину. Вот сегодня 10 апреля, через год 1 апреля ты мне пишешь в Вайбер: надо вывезти машину. И я все делаю – понял, нет?». Честно говоря, я не понял, и переспрашиваю: «То есть вы оформите въезд-выезд нелегально?».
«Что ты, все легально, я сказал – все сделаю. Я слов на ветер не бросаю». И показывает мне бумаги, на основании которых мне должно перейти право собственности на транспортное средство из Германии, которое для оформления документов на день заехало в Литву.
«Вот техпаспорт, – показывает мне продавец, вот талон техосмотра, вот доверенность». В последней, написанной на непонятном мне языке, есть пару пустых строчек. «Сюда я впишу тебя и еще трех человек, которые будут иметь право ездить на этой машине. Только не забудь мне скинуть на Вайбер напоминание – причем не после года после покупки, а за две недели – это обязательно», – начинает мне рассказывать продавец, уже немного успокоившись.
Тем временем я начинаю оценивать, сколько может стоить такая машина, если ее сдать на разборку или в металлолом. Колеса вроде целы, салон тоже не самый убитый – можно открутить сидения… Но тут в машину садится женщина и энергичный продавец переключается на нее.
Тем временем я осматриваю остальные автомобили, представленные на импровизированном рынке. Большинство из них – Audi, но есть BMW, Mercedes-Benz, Skoda, Volkswagen, Mazda и Opel.
В основном, у них очень неухоженный вид, в салоне заряжаются телефоны, в пепельницах – бычки от сигарет, в багажниках – скомканные в пакетах вещи продавцов. Стекла грязные, замусоленные, сидения и обивка сильно затертые, рукоятки механических КП блестят, а кожухи на них – с дырами. Видно, что на машинах много и далеко ездили, и не жалели.
Вот Skoda Octavia 1998 года – «уставшая», логотип переклеен, следы ремонта и замены бампера никто не скрывает, ручка дверей настолько «заюзанная», что с нее слезла краска.
А вот еще более «убитый» экземпляр – Opel Zafira. Кажется, что она пережила уже не одну свою автомобильную жизнь. «Почем продаешь? – спрашиваю у продавца «Опеля».
От быстро находит своего коллегу и отвечает: «Машина не моя, вот этого человека, думаю недорого. 2100 отдашь? – спрашивает у коллеги». Тот начинает показывать мне машину и нахваливать: «Вот смотри, дизель, механика, 7 мест, под такси идеально. Пробег 325 тысяч, но это честный, не скручивал. Только вчера из Германии пригнал». Сажусь внутрь. Все детали интерьера очень сильно изношены. Кнопки сигнала на руле вдавлены до дыр. Кажется даже, что это – следы неумелого ремонта после выстреливания подушек безопасности. Но продавец уверяет, что это просто часто нажимали на клаксон. Это же сколько надо было давить, чтобы, продавить дырку пальцем! Ездил явно не европеец, а темпераментный азиат, у которых сигнал клаксона заменяет все другие правила дорожного движения. Я обхожу эту машину еще раз и высказываю мысль вслух: «Думаю, он ее отдаст и меньше, чем за две тысячи. Одна из самых убитых машин на базаре. Но за сколько он ее взял? Наверное, перехватил по дороге со шрота».
Через один автомобиль стоит Skoda Fabia Combi. Ее продавец – молодой молдаванин лет 25. Он мне разрешает сфотографировать не только машину, но и все документы. Эта машина одна из самых свежих на рынке – 2004 года выпуска, но и ей досталось при жизни немало. Под капотом – 1,9-литровый дизель, пробег – 287 770 км. Тоже, видать, не успели скрутить спидометр.
Видны следы подкрашиваний, небрежного ремонта и следов мелких ДТП. Но салон, по сравнению с остальными присутствующими здесь авто, еще более-менее нормальный. Судя по наклейке сзади, автомобиль эксплуатировался либо в прокате, либо был разъездным в фирме, где надо было много ездить.
Мы садимся с продавцом машину и начинаем неспешно разглядывать документы. Зеленый техпаспорт – как у всех автомобилей на этом базарчике – выдан в Литве, машина зарегистрирована на фирму Moldas. Кроме того, есть страховка «Зеленая карта», талон техосмотра. А главное – доверенность выписана на русском языке, и уже не на 5, а на 10 лет! Под этим экземпляром – та же страница на литовском. Понятно, что графа, где надо вписать человека, которому доверяют – пустая. Но здесь место только под одного человека. Хотя продавец утверждает, что может выписать до четырех таких доверенностей на разных людей. На доверенности – печать все той же фирмы Moldas.
Я спрашиваю, не конфискует ли полиция такой автомобиль, ведь техпаспорт выписан на компанию, а ездить буду я. Продавец говорит, что раз есть доверенность, значит я законно управляю машиной. На что я не соглашаюсь и прошу выписать мне бумагу, по которой я буду являться работником данной фирмы. Продавец говорит, что это возможно, но только придется доплатить. И он сможет сделать только одну такую бумагу. Все остальные, кто захотят ездить на этой машину, будут довольствоваться доверенностью.
После того, как все формальности мне становятся ясны, продавец заявляет, что ему еще придется «мотнуться» для вывоза и ввоза этой машины, иначе сделка будет незаконной. Зачем это делать, я так и не понял.
Паренек говорит, что подобные базарчики есть по всей Украине. Самый большой – в Черновцах, рядом с молдавской границей. Там выбор больше, и цены могут быть поменьше.
А вот в Одессе цены на такие машины дороже. Если в Киеве он просит за эту Fabia 3200 долларов, то в Одессе будет продавать за 3500. Интересная особенность. Наверное, потому, что киевляне ходят по этому авторыночку, но покупать не спешат. Реальных сделок я не заметил. Возможно, столичная публика разбалована или более подкована в правовых вопросах, чем соотечественники с Западной. Обычные люди просто с интересом наблюдают за этим действом, как в зоопарке. Реально интересуются только те, кто хотят использовать машину в такси (говорят, в городах Западной Украины такси давно уже только на иностранных номерах) или как «разгонную» на фирму. Купить «кота в мешке» у людей из Молдовы желающих мало.
Но это пока. Молдавский базар литовских автомобилей «только что из Германии» работает каждый день. И если сделок бы не было, то и продавцы тут бы не стояли…