Независимая аудиторская компания сделала заключение, что крупнейший российский автозавод может обанкротится. В прошлом году завод получил самые большие убытки за всю его историю.
После того, как стали известны финансовые результаты деятельности российского автогигната «АвтоВАЗ», даже местные СМИ забили тревогу: завод может стать банкротом! Так, на сайте РБК публикуются выдержки из отчета крупнейшего мирового аудитора Ernst & Young, который содержит серьезные опасения о дальнейшей судьбе предприятия.
В частности, по итогам 2015 года убыток «АвтоВАЗа» составил 73,9 млрд руб (примерно один миллиард долларов!). Эта цифра втрое больше, чем за 2014 год. В заключении аудитора «АвтоВАЗа» Ernst & Young содержится сомнение в том, что предприятие сможет продолжать непрерывную деятельность. «Данные условия наряду с прочими обстоятельствами указывают на наличие существенной неопределенности, которая может вызвать значительные сомнения в способности ОАО «АвтоВАЗ» и его дочерних организаций продолжать свою деятельность непрерывно», — говорится в заключении.
ВАЗ останавливает конвейер – и не только он
Эта оговорка означает, что кредиторы компании могут одномоментно предъявить задолженность к выплате, а компания не сможет в короткий срок их погасить. Далее «АвтоВАЗу» могут быть предъявлены иски о взыскании задолженности. И тогда – банкротство, как это было с авиакомпанией «Трансаэро».
Основная причина убытка «АвтоВАЗа» — низкие продажи его основной марки Lada. В 2015 году продажи Lada упали на 30,5% по сравнению с 2014 годом, до 269 тыс. автомобилей.
«АвтоВАЗ» рассчитывал исправить ситуацию в конце года за счет взрывного спроса на свою новую модель Vesta, продажи которой стартовали 24 ноября. До конца года завод планировал продать 5–6 тыс. Vesta, но продал только 2,8 тыс. Дилеры объясняли плохой спрос на автомобиль ценой, которая оказалась близка к основным конкурентам в сегменте — Hyundai Solaris, Kia Rio и Volkswagen Polo. В итоге в регионах, которые для «АвтоВАЗа» являются основным рынком, продажи Vesta оказались ниже ожидаемых.
Еще одна причина убытков — рост цен на материалы и комплектующие, на которые приходится 74% себестоимости «АвтоВАЗа». Каждый 1% роста стоимости комплектующих — это примерно 1,6 млрд руб. расходов, раскрывал завод в отчете за 2014 год. Также на убыток оказало влияние снижение среднегодового курса рубля на 33%, рост процентных ставок банков «хуже наших ожиданий», а также бухгалтерские списания и расходы на реструктуризацию бизнеса в размере 42,1 млрд руб., говорится в отчетности «АвтоВАЗа».
Впрочем, владельцы «АвтоВАЗа» уже выразили готовность ему помочь. Renault, основной акционер завода в Тольятти, начал обсуждать с другими акционерами его докапитализацию. «В результате займы и дебиторская задолженность будут капитализированы и будут рассматриваться как часть допэмиссии по состоянию на 31 декабря 2015 года», — говорится в сообщении Renault. После этого Renault станет контролирующим акционером «АвтоВАЗа». Будет ли участвовать в допэмиссии Nissan, непонятно: представитель концерна от комментариев отказался. Другой акционер – государственный концерн «Ростех» также планирует участвовать в финансовом оздоровлении «АвтоВАЗа». Госкорпорация при этом намерена сохранить свою долю в капитале «АвтоВАЗа» на уровне 25%.