Минувший год на автомобильном рынке был богат событиями. Повышение пошлин, скачки курса евро, президентские выборы и невозможность взять кредит в банке – все эти факторы в разное время серьезно повлияли на спрос. Но несмотря на эти катаклизмы, за год украинцы купили 212 тысяч новых легковушек, что на 37% больше, чем год назад.
Минувший год на автомобильном рынке был богат событиями. Повышение пошлин, скачки курса евро, президентские выборы и невозможность взять кредит в банке – все эти факторы в разное время серьезно повлияли на спрос. Но несмотря на эти катаклизмы, за год украинцы купили 212 тысяч новых легковушек, что на 37% больше, чем год назад.
| | Минувший год на автомобильном рынке был богат событиями. Повышение пошлин, скачки курса евро, президентские выборы и невозможность взять кредит в банке – все эти факторы в разное время серьезно повлияли на спрос. Но несмотря на эти катаклизмы, за год украинцы купили 212 тысяч новых легковушек, что на 37% больше, чем год назад. |
В первые два месяца 2004 года продажи новых легковушек оставались на довольно низком уровне – по 10-11 тысяч в месяц. Причин тому несколько. Во-первых, часть спроса была удовлетворена в декабре 2003 года, когда наблюдались повышенная активность покупателей в связи с возможным повышением пошлин с 2004 года и традиционный декабрьский подъем продаж. Во-вторых, с 1 января прошлого года в Украине вступил в силу «самый маленький в Европе» подоходный налог с граждан – 13%. Но эти проценты наши соотечественники должны отчислять не только из зарплаты, но и… из полной стоимости продаваемого личного автомобиля! Такая несправедливость, а также неразбериха в процедуре уплаты этого налога привели к существенному уменьшению количества сделок на рынке как подержанных, так и новых авто. Правда, предприимчивые украинцы вскоре разобрались, как минимизировать размер налога, но в первый месяц желающих расстаться со своей машиной было в несколько раз меньше, чем обычно. Кроме того, стало невыгодно обменивать старый автомобиль на новый по системе Trade-in у дилеров.
Пошлины активизируют спрос
Вторым важным событием года стало принятие в марте-апреле Закона «О развитии автомобильной промышленности в Украине». Этим документом с 1 июня повышены ввозные пошлины на импортируемые в нашу страну авто – с нескольких процентов до 15-20% таможенной стоимости на новые и до 20-30% на подержанные. Ожидание принятия и вступления этого Закона в силу стало одним из главных факторов существенного увеличения спроса на автомобили. Причем украинцы брали не только импортированные (которые точно должны были подорожать), но и производимые в нашей стране легковушки. Как оказалось – не зря. Впоследствии собранные в Украине авто подорожали почти так же, как и импортные. Высокий спрос поддерживал рост продаж новых машин с начала весны и достиг максимума в конце мая. Большинство опрошенных «АЦ» дистрибьютеров назвали этот месяц самым успешным в 2004 году. Не оставались стабильными и цены – они начали расти еще до повышения пошлин, а в течение лета практически все новые автомобили, за исключением российских, подорожали на 5-12%. Правда, как нельзя кстати в мае существенно снизился курс евро, к которому «привязывается» стоимость большинства продаваемых в Украине машин. Так, если в январе 1 евро по курсу НБУ стоил 6,6-6,8 грн., то в мае – 6,3-6,4 грн. (см. график).
Выборы без автомобилей
В летние месяцы продажи новых легковушек, как и предполагалось, упали, но все равно держались на более высоком уровне, чем год назад. Осенью спрос на автомобили традиционно начинает расти и достигает максимума в декабре – во время предновогодних скидок и распродаж. Но во втором полугодии 2004-го на авторынке очень существенно сказался рост курса евро, который с 6,4-6,6 грн. за единицу летом поднялся до 7,0-7,2 грн. осенью. Большей популярностью начали пользоваться легковушки, выпущенные в Украине или России, а продавцы иномарок констатировали снижение продаж. Однако еще больше на ситуацию на авторынке повлияли президентские выборы в Украине. Этот затянувшийся на три месяца процесс, сопровождавшийся политическим и экономическим кризисом, стал причиной значительных изменений структуры спроса на машины. Так, в октябре покупатели ринулись в автосалоны, опасаясь обесценивания денег или других экономических катаклизмов. В результате количество регистраций в этом месяце стало рекордным за всю историю украинского авторынка, включая предпошлинный ажиотаж в мае. Но уже в конце ноября и в декабре ситуация кардинально изменилась – хотя цены так и не повысились (некоторые автомобили подорожали, а затем снова стали стоить, как прежде), продажи существенно упали. Главной причиной стало то, что отечественные банки приостановили кредитование покупок автомобилей физическими и юридическими лицами. А ведь к тому времени продажи в кредит у многих марок составляли 50-70% общего объема реализации! Автомобили премиум-марок, которые в кредит покупают редко, тоже не досчитались многих покупателей – в период смены власти в стране обеспеченные люди думают о замене своего автопарка отнюдь не в первую очередь.
Больше услуг, больше брендов
Таким образом, надежды и планы большинства автодилеров на рост рынка во втором полугодии 2004 года не оправдались. Но продавцы ВАЗов, а также крупнейший украинский автопроизводитель в накладе не остались – их машины продавались лучше, чем год назад. Эти субъекты рынка сумели увеличить не только продажи в абсолютных цифрах, но и свое присутствие (удельный вес) на рынке. Продавцы импортных машин весь год сражались за покупателя как могли – повышали срок гарантии (на авто многих европейских марок он теперь составляет 3 года, на модели одного из японских брендов – целых 6!), внедряли программы поддержки клиентов (предоставление помощи на дорогах, клубы и дисконтные карты). Но главной проблемой автодилеров в 2004 году, кажется, было своевременное регулирование цен и объемов поставок моделей, которые становились популярными на украинском рынке.
В 2004 году выросло количество официально представленных в нашей стране автомобильных марок – в основном прирост произошел за счет премиум и спортивных брендов. Заметным событием стало появление единого официального импортера Toyota, а также начало полномасштабного производства в Украине одной из самых популярных моделей – Lanos. Все это стало залогом стабильного роста рынка: почти в каждом месяце 2004 года, за исключением декабря, продажи были выше, чем в аналогичный период предыдущего года.
В 2005 году ситуация должна быть не менее интересной. Существенных законодательных изменений в регулировании авторынка в течение года в настоящее время не предвидится. Только в конце его, в связи со снижением с 2006 года ввозных пошлин на малолитражки с 15 до 12%, возможно некоторое уменьшение импорта. Предполагаемое вступление Украины в ВТО позволяет импортерам надеяться, что пошлины снизятся еще существеннее. В то же время благодаря активной работе отечественных автопроизводителей (использованию права на льготы «ЛуАЗом», постройке второй очереди «Еврокаром», локализации производства комплектующих для «ЗАЗа» и т. д.) ожидается увеличение объемов сборки автомобилей в нашей стране. Во всех ценовых сегментах рынка, в том числе самом популярном – до $10 тыс., должны появиться новые автомобили, откроются представительства производителей, ожидается снижение цен на многие популярные модели. Увеличится число официальных дилеров, автосалонов и фирменных СТО, представители марок будут вводить новые программы поддержки своих покупателей. А главное: операторы рынка надеются на его дальнейший рост – в пределах 10 – 30%. Так что скучно не будет…
Audi |
Офиц. представитель «Автомобильная группа VIPOS» Руководитель компании Постельников Виктор Николаевич Кол-во дилеров в Украине 5 + 13 партнеров Продажи в 2004 г., шт. (% к 2003 г.) 590 (+1%) Модельный ряд Audi A4 (41%), А6 (35%), A8 (13%), Allroad (5%), A3 (3%), TT (2%), A2 (0,2%) Сохранение прежних результатов для импортера премиум-марки – хороший показатель, если учесть спад активности покупателей этой категории машин в период выборов. Главные причины стабильности – наладка сборки популярных моделей в Украине (на мощностях «Еврокара»), позволившая удержать цены после повышения пошлин, успешный старт продаж новой Audi А6. В 2005 году импортер возлагает надежды также на новую А4, что позволит занять ведущие позиции в премиум-сегменте. |
|
|
BMW |
Офиц. представитель «АВТ Бавария» Руководитель компании Тимофеев Александр Борисович Кол-во дилеров в Украине 8 + 1 серв. центр Продажи в 2004 г., шт. (% к 2003 г.) 894 (+21%) Модельный ряд BMW 5-й серии (31,4%), X5 (21%), 3-й серии (19,6%), 7-й серии (11,3), X3 (7,3%), 6-й серии, (4,6%), Z4 (3%), 1-й серии (1,7%) Для BMW год оказался удачным. Новую «пятерку» наши соотечественники не только признали «Автомобилем года», но и стали покупать активнее, чем лидировавший в прошлом году BMW 3-й серии. В центре Киева открылся фешенебельный автосалон, клуб марки, и продажи пошли вгору. В 2005 году появится пятое поколение 3-й серии, обновленная «семерка», полноприводная версия 5-й серии. Все это дает импортеру надежду увеличить годовые продажи до 1020 единиц. |
|
|
Citroёn |
Офиц. представитель «Укравтоцентр» Руководитель компании Чуба Андрей Владимирович Кол-во дилеров в Украине 12 Продажи в 2004 г., шт. (% к 2003 г.) 501 (–19%) Модельный ряд Citroёn С3 (31%), Berlingo (27%), Xsara Picasso (13%), Xsara (11%), C5 (8%), C2 (6%), Jumper (3%), Pluriel (1%) Минувший год нельзя назвать успешным для марки Citroёn – импортер продал меньше автомобилей, чем год назад. Главные причины этого – несколько устаревшая модель Xsara в самом популярном в нашей стране С-классе, снижение спроса на иномарки во втором полугодии, вызванное ростом ввозных пошлин и курса евро, политической нестабильностью, отказом банков от кредитования и т.д. Впрочем, «Укравтоцентр» в 2005 году планирует продать 900 автомобилей. Главная надежда возложена на новую С4, которая появится в продаже уже в начале года. |
|
|
Chevrolet |
Офиц. представитель «УкрАвтоЗАЗ-Сервис» Руководитель компании Поврозник Вячеслав Владимирович Кол-во дилеров в Украине 47 Продажи в 2004 г., шт. (% к 2003 г.) 8590 (продажи начаты в 2004 году) Модельный ряд Chevrolet Aveo (48%), Nubira/Lacetti (40%), Tacuma (9%), Evanda (3%) Марку Chevrolet (модельный ряд GM-Daewoo) в Украине приняли очень тепло – благодаря крупноузловой сборке на «ЗАЗе» эти машины выгодно отличались ценой от конкурентов. Желающие приобрести Aveo и Nubira/Lacetti записывались в очереди и не были слишком переборчивы при выборе цвета и комплектации, несмотря на частое повышение цен. При условии сохранения привлекательных цен будущее у марки оптимистичное. Тем более что в 2005 году появятся обновленные Aveo и Matiz, а также хэтчбек и универсал Lacetti. |
|
|
Chrysler/Jeep |
Офиц. представитель «Авто Капитал» Руководитель компании Анохин Валерий Михайлович Кол-во дилеров в Украине 7 Продажи в 2004 г., шт. (% к 2003 г.) 164 (+3%) Модельный ряд Chrysler 300M/ 300C (40%), Sebring, PT Cruiser, Voyager, Crossfire, Neon; Jeep Grand Cherokee, Cherokee Автомобили Chrysler и Jeep продавались в 2004 году в таких же объемах, что и год назад. Рост реализации этих машин был возможен, но из-за смены поколений самой популярной в нашей стране модели 300М на 300С этого не произошло. Ведь в начале продаж 300С (май 2004 г.) возникли проблемы с регулярностью поставок, поэтому некоторое время машина не была представлена на рынке. В 2005 году импортер планирует развивать продажи Chrysler 300 С и нового Jeep Grand Cherokee. |
|
|
Dacia |
Офиц. представитель Филиал «Дунай-Транс» корпорации «УкрАВТО» Руководитель компании Савич Александр Петрович Кол-во дилеров в Украине 53 Продажи в 2004 г., шт. (% к 2003 г.) 1608 (–24%) Модельный ряд Dacia Solenza Снижение продаж Dacia по сравнению с 2003 годом – результат жесткой конкуренции в данном ценовом диапазоне и окончания производства модели Solenza. Импортер ожидает появления в Украине новой модели Logan, разработанной Renault для рынков развивающихся стран и отвечающей многим запросам наших соотечественников (начало массовых продаж намечено на июль). Впрочем, исходя из высокого спроса на эту машину в Европе, можно предположить, что ее поставки в нашу страну задержатся или на первых порах будут нестабильными. Если же такого не случится, Logan станет куда более серьезным конкурентом ВАЗ и Daewoo, чем его предшественник. |
|
|
Daewoo |
Офиц. представитель Филиал «АвтоЗАЗ-Сервис» АО «УкрАвто» Руководитель компании Поврозник Вячеслав Владимирович Кол-во дилеров в Украине 89 Продажи в 2004 г., шт. (% к 2003 г.) 40580 (+40%) Модельный ряд Daewoo Lanos (51%), Sens (49%) В Украине, как и в большинстве стран Европы, марка Daewoo доживает последние деньки. Модельный ряд этого производителя теперь продается под брендом Chevrolet. А те Daewoo, которые еще можно купить в нашей стране до сентября 2005 г., – польского производства. Lanos’ы, которые мелкоузловым методом собирают в Запорожье, уже продаются под маркой ЗАЗ. Впрочем, проблемы с «фамилией» не мешают популярности Lanos и Sens – несмотря на постоянное повышение цен на эти машины, они часто были в дефиците. |
|
|
Ford |
Офиц. представитель «Виннер Импортс Украина» Руководитель компании Богдан Кульчицкий Кол-во дилеров в Украине 13 Продажи в 2004 г., шт. (% к 2003 г.) 1284 (–1%) Модельный ряд Focus, Fusion, Mondeo, C-Max, Transit, TransitConnect, Fiesta, Ка Как и у многих импортеров, продажи Ford у «Виннер Импортс Украина» по сравнению с 2003 годом почти не изменились. Впрочем, надо отдать должное представителям этой марки – результат мог быть и худшим, если бы не активные маркетинговые акции. Например, дилеры Ford впервые в Украине организовали ярмарки, на которых можно было приобрести (в том числе в кредит) и оформить машину за день, причем по сниженным ценам. Отсюда – активные продажи готовящейся к замене модели Focus и нового минивэна Focus C-Max. В 2005 году, когда на рынке появится новая генерация Focus, продажи должны существенно вырасти. |
|
|
Hyundai |
Офиц. представитель «Хюндай Моторс Украина» Руководитель компании Оранский Виктор Михайлович Кол-во дилеров в Украине 27 Продажи в 2004 г., шт. (% к 2003 г.) 2207 (+34%) Модельный ряд Hyundai Getz (33%), Sonata (21%), Elantra (11%), Matrix (10%), Santa Fe (9%), Accent (4%), HD-65 (3%), Trajet (2%), Tucson (2%), H-1 (1%), Coupe (1%), Terracan (1%), XG (0,2%) Для Hyundai в Украине прошедший год был удачным – ростом продаж на 34% может похвастаться не каждый импортер. Этому способствовало активное развитие дилерской сети, большой модельный ряд и наличие в нем бестселлера – Hyundai Getz. В 2005 году компания планирует увеличить реализации почти вдвое (до 4500 единиц). Это станет возможным за счет новых моделей (Tucson, Sonata), продвижения коммерческих машин. |
|
|
Jaguar |
Офиц. представитель «Виннер Импортс Украина» Руководитель компании Богдан Кульчицкий, бренд-директор Jaguar – Олесь Шкуратов Кол-во дилеров в Украине 3 Продажи в 2004 г., шт. (% к 2003 г.) 26 (начало продаж – 2004 г.) Модельный ряд Jaguar X-Type (45%), S-Type, XJ, XK Официальный статус импортера Jaguar «Виннер Импортс Украина» получила в 2003 году, продажи начались в середине 2004-го. Поэтому ни дилерская сеть, ни объем реализаций пока не впечатляют. Впрочем, для первого года продаж это не главное. А вот уровень сервиса, на который обеспеченный клиент обращает внимание прежде всего, новый импортер начал налаживать сразу же. Развернута всеукраинская программа помощи владельцу в случае экстренной необходимости, которая включает в себя возможность аренды автомобиля, размещения в отеле и т. п. |
|
|
Kia |
Офиц. представитель «Киа Моторс Украина» Руководитель компании Ткаленко Борис Валентинович Кол-во дилеров в Украине 26 Продажи в 2004 г., шт. (% к 2003 г.) 842 (–34%) Модельный ряд Kia Rio (22%), Magentis (21%), Sorento (18%), Pregio (12%), Sephia (9%), Shuma (6%), Carens (5%), Cerato (3%), Picanto (3%), Opirus (1%) Kia показывает заоблачные результаты роста в Европе, но в Украине дела марки обстоят не так прекрасно (спад продаж по сравнению с 2003 г. на 34%). Причины – высокая стоимость евровалюты, в которой ведутся расчеты с поставщиками, и нестабильность поставок из Кореи (дефицит некоторых моделей). Впрочем, дистрибьютор Kia в Украине полон оптимизма – на днях в продажу поступает Sportage, чуть позже – новый Rio, открываются автосалоны и появляются новые дилеры. |
|
|
Land Rover |
Офиц. представитель «Виннер Импортс Украина» Бренд-директор Land Rover Олесь Шкуратов Кол-во дилеров в Украине 3 Продажи в 2004 г., шт. (% к 2003 г.) 50 (начало продаж – 2004 г.) Модельный ряд Range Rover (50%), Freelander (40%), Defender (10%) В 2004 году, после передачи прав импортера Land Rover компании «Виннер Импортс Украина» марку позиционируют как премиум-класс среди внедорожников. Отчасти это способствовало активизации продаж дорогих Range Rover. В 2005 году компания делает ставку на новый Discovery 3, который по наличию технических инноваций и опций существенно отличается от предыдущей модели. |
|
|
Mazda |
Офиц. представитель «АвтоИнтернешнл» Руководитель компании Сотуленко Игорь Николаевич Кол-во дилеров в Украине 22 Продажи в 2004 г., шт. (% к 2003 г.) 2042 (–0,2%) Модельный ряд Mazda3 (46%), Mazda6 (43%), Premacy (5%), Mazda2 (3%), MPV (2%), Tribute (0,4%) Продажи автомобилей Mazda в 2004 году остались на уровне 2003-го. Причины – повышение пошлин и политическая ситуация в конце года. Результаты могли быть и лучше, если бы популярная во всем мире Mazda3 поставлялась в Украину без ограничений (из-за недостатка машин и неритмичности поставок иногда возникал дефицит «тройки»). В 2005 году импортер планирует решить эту проблему, а также начать продажи обновленной Mazda6 и минивэна Mazda5. Это позволяет ему надеяться, что продажи вырастут в полтора раза. |
|
|
Mercedes-Benz |
Офиц. представитель «АвтоКапитал» Руководитель компании Анохин Валерий Михайлович Кол-во дилеров в Украине 11 Продажи в 2004 г., шт. (% к 2003 г.) 982 (+0,4%) Модельный ряд Mercedes Е-класс (46,5%), S-класс, С-класс, М-класс, А-класс + все подклассы (CLS, CLK, SLK, SL, CL и т.д.) Первое полугодие 2004 года для Mercedes ознаменовалось запоминающимися событиями – акцией «5 лет бесплатного ТО», стартом программы MercedesCard. Все это стимулировало продажи, но во второй половине года украинскому истеблишменту стало не до покупок автомобилей. Поэтому представители марки продали в 2004 году такое же количество машин, как и в 2003-м. Но настроение у представителей Mercedes оптимистичное: политическая и законодательная стабильность, ожидаемое появление новых моделей (R-, M-классов) дают надежду на рост продаж автомобилей этой марки. |
|
|
Mini |
Офиц. представитель «АВТ Бавария» Руководитель компании Тимофеев Александр Борисович Кол-во дилеров в Украине 4 Продажи в 2004 г., шт. (% к 2003 г.) 80 (+21,2%) Модельный ряд Mini One, Cooper, Cooper S, One Cabrio, Cooper Cabrio, Cooper S Cabrio Без особой рекламной поддержки, зато с заметными PR-акциями, компании «АВТ Бавария» удалось увеличить продажи автомобилей культовой для Европы, но довольно «нишевой» марки. Такой результат можно считать успехом, но в то же время количественные показатели отнюдь не самые выдающиеся – украинцы могли бы покупать больше автомобилей этой марки. |
|
|
Mitsubishi |
Офиц. представитель Торговый Дом «НИКО» Руководитель компании Нагнибида Андрей Николаевич Кол-во дилеров в Украине 22 Продажи в 2004 г., шт. (% к 2003 г.) 5800 (+67%) Модельный ряд Mitsubishi Space Star (31%), Lancer (25%), Outlander (17%), Pajero Sport (11%), Grandis (4%), Pajero Wagon (3%), Colt (2%), Pajero Pinin (1%) Mitsubishi продемонстрировала один из самых больших приростов продаж по сравнению с 2003 годом. Причины успеха – удачная ценовая политика, популярность модельного ряда, убедительная маркетинговая политика (6 лет гарантии на Lancer), рост количества сделок с корпоративными клиентами. Планы на 2005 год еще более амбициозны – 8000 машин, причем такая задача ставится, несмотря на предстоящий уход с рынка лидера продаж – Space Star. Его должны заменить Colt и Lancer. |
|
|
Opel |
Офиц. представитель «УкрАвтоЗАЗ-Сервис» Руководитель компании Поврозник Вячеслав Владимирович Кол-во дилеров в Украине 44 Продажи в 2004 г., шт. (% к 2003 г.) 4367 (+95%) Модельный ряд Opel Astra Classic (57%), Vectra (36%), Omega (3%), Corsa (2%), Astra H (1%), Zafira, Signum, Meriva, Combo (менее 1%) Для Opel 2004 год был достаточно удачным. Значимые события – начало полномасштабного производства в Украине и успешная продажа почти 2500 шт. Astra Classic, вывод на рынок новой Astra H, создание системы лояльности к клиентам Opel Club, развитие дилерской сети. Из негативных моментов – заметный крен спроса в сторону двух моделей из 9-ти представленных в стране. Планы на 2005 год – реализация 6 тыс. автомобилей. |
|
|
Peugeot |
Офиц. представитель «Илта» Руководитель компании Ильченко Валерий Васильевич Кол-во дилеров в Украине 13 Продажи в 2004 г., шт. (% к 2003 г.) 1549 (–10%) Модельный ряд Peugeot 307 (35%), 206 (27%), Partner (11%), 407 (16%), 607 (5%), другие (6%) Снижение продаж у Peugeot вызвано теми же причинами, что и у большинства импортеров: повышением ввозных пошлин, курса евро и политической нестабильностью. Во второй половине года появился Peugeot 407, который даже в не очень благоприятный период хорошо раскупался. А вот «С-классник» 307 иногда продавался чуточку хуже, чем планировалось. В 2005 году «Илта» делает ставку на те же 407-й и 307-й. |
|
|
Porsche |
Офиц. представитель «Виннер Импортс Украина» Руководитель компании Богдан Кульчицкий Кол-во дилеров в Украине 1 Продажи в 2004 г., шт. (% к 2003 г.) 46 (начало продаж с мая 2004 года) Модельный ряд Porsche Cayenne, Cayenne S, Cayenne Turbo, Cayenne V6, Carrera, Boxter Появление в Украине легендарной спортивной марки было ярким и запоминающимся (открытие салона в центре столицы), как и последующая работа (новинки моментально поступали в страну). Но обеспеченные украинцы оказались не готовы к покупке спорткаров, и основные продажи пришлись на внедорожник Cayenne. Впрочем, эти машины активно продают «серые» дилеры, поэтому офицальному дистрибьютеру, похоже, еще предстоит с ними бороться. |
|
|
Renault |
Офиц. представитель Представительство Renault Руководитель компании Ферид Аннаби Кол-во дилеров в Украине 16 + 5 агентов Продажи в 2004 г., шт. (% к 2003 г.) 2473 (–19%) Модельный ряд Renault Symbol (35%), Kangoo (21%), Megane Sedan (14%), Megane Hatchback (11%), Laguna II (7%), Scenic+Scenic II (5%), Master (3%). Снижение продаж автомобилей Renault – следствие дороговизны евро и неудачно сложившихся условий для автопродаж во втором полугодии. Главным успехом представители марки считают начало реализации Megane Sedan, а вот запуск Scenic II пришелся на самый сложный период года (после повышения пошлин в июле). В 2005 году модельный ряд Renault пополнится еще одной массовой моделью – Modus, а также рестайлинговой модификацией Laguna II. Будут предложены более привлекательные условия приобретения некоторых моделей. |
|
|
Rolls-Royce |
Офиц. представитель «АВТ Бавария» Руководитель компании Тимофеев Александр Борисович Кол-во дилеров в Украине 1 Продажи в 2004 г., шт. (% к 2003 г.) 1 (с 05.2004) Модельный ряд Rolls-Royce Phantom Предоставление украинской компании официального статуса представителя Rolls-Royce – одно из самых значимых событий прошедшего года. Скромный показатель продаж (по сравнению с некоторыми автомобилями для тех же категорий покупателей) только подчеркивает эксклюзивность марки. Впрочем, нет сомнений, что в 2005 году в нашей стране станет на несколько Rolls-Royce больше. |
|
|
Skoda |
Офиц. представитель «Еврокар» Руководитель компании Боярин Олег Петрович Кол-во дилеров в Украине 66 Продажи в 2004 г., шт. (% к 2003 г.) 8473 (+28%) Модельный ряд Skoda Octavia (60%), Fabia, Superb В прошлом году украинский дистрибьютер презентовал новое поколение Octavia, но ее поставки в нашу страну еще не начались по причине высокого спроса в Западной Европе. «Еврокар» как эксклюзивный импортер и производитель Skoda полностью контролирует продажи автомобилей этой марки, а на заводе в Соломоново наладили сборку некоторых других моделей концерна Volkswagen Group. Начато строительство второй очереди предприятия, что позволит освоить мелкоузловую сборку Skoda и VW. В 2005 году будет продаваться Octavia как нового поколения, так и предыдущего – Octavia Tour. Это позволит «Еврокару» продать 10,5 тысяч машин данной марки. |
|
|
Subaru |
Офиц. представитель «Мега-Моторс» Руководитель компании Кузьмин Павел Валерьевич Кол-во дилеров в Украине 6 + 10 представительств Продажи в 2004 г., шт. (% к 2003 г.) 744 (+155%) Модельный ряд Subaru Forester (47%), Legacy (35%), Impresa (18%) Продажи Subaru через официального импортера в Украине (сменившего название с «Про-Авто» на «Мега-Моторс») выросли по сравнению с прошлым годом в два с половиной раза. Еще в два раза больше машин продали «серые» дилеры. Такой рост популярности японских полноприводных автомобилей обусловлен не только удачным модельным рядом и модой на Subaru, но и активностью дилеров, которые предлагали привлекательные цены. Оптимистичные прогнозы импортеров на увеличение продаж в 2005 году основаны на ожиданиях вывода на рынок летом нового Forester, а осенью – Impreza. |
|
|
Suzuki |
Офиц. представитель «АВТО Интернешнл» Руководитель компании Сотуленко Игорь Николаевич Кол-во дилеров в Украине 22 Продажи в 2004 г., шт. (% к 2003 г.) 662 (+5%) Модельный ряд Suzuki Grand Vitara (54%), Grand Vitara XL-7 (26%), Ignis (13%), Swift (3%), Jimny (2%), Liana (1%) У Suzuki произошло серьезное перераспределение структуры продаж внутри модельного ряда. По сравнению с 2003 годом на 82% выросла реализация внедорожников. Это – результат активных маркетинговых действий, в числе которых следует выделить поддержку украинских спортсменов на Олимпиаде в Греции. Модельный ряд в 2005 году будет подкреплен новым Swift, а также обновленными Liana и Grand Vitara. Все это дает импортеру надежду увеличить продажи по сравнению с 2004 годом вдвое. |
|
|
Toyota |
Офиц. представитель «Тойота-Украина» Руководитель компании Мицугу Томита Кол-во дилеров в Украине 3 Продажи в 2004 г., шт. (% к 2003 г.) 800 (с 2004 г.) Модельный ряд Toyota Сamry (58%), Land Cruiser (23%), RAV4 (10%), Land Cruiser Prado (2,5%), Avensis (2%), Corolla На смену «серым» и нескольким разрозненным официальным дилерам Toyota в Украину пришел официальный импортер. Во второй половине 2004 года он начал активно формировать дилерскую сеть. В отличие от «серяков», модельный ряд у официальных дилеров адаптирован под украинские условия, а гарантия на 3 года предоставляется от имени производителя. В 2005 году «Тойота-Украина» предстоит сделать многое – расширить дилерскую сеть, уменьшить неофициальный ввоз и увеличить продажи. Первые серьезные шаги по решению этих проблем сделаны уже в начале года. |
|
|
Volkswagen |
Офиц. представитель «Интеркар Украина» Руководитель компании Савицкий Сергей Николаевич Кол-во дилеров в Украине 16+12 партнеров Продажи в 2004 г., шт. (% к 2003 г.) 4916* (–10%) Модельный ряд VW Passat (40%), Bora (12%), Polo (12%), Golf, Touareg, Touran, Phaeton, Transporter, Caddy, Multivan VW в 2004 году продавался несколько хуже, чем в 2003-м, хотя это беда большинства импортеров. Не очень удачным оказался старт продаж Golf V. В то же время ощущался дефицит некоторых модификаций Touareg. Впрочем, начало сборки на «Еврокаре» популярных моделей в конце года позволило стабилизировать цены и «растормошить» спрос. * Включая коммерческие |
|
|
ВАЗ |
Офиц. представитель «УкрАвтоВАЗ» (импортер автом. пр-ва ОАО «АвтоВАЗ» (Тольятти) Руководитель компании Кащеев Владимир Андреевич Кол-во дилеров в Украине 79 Продажи в 2004 г., шт. (% к 2003 г.) 7300 (+100%) Модельный ряд Lada 110 (60%), Samara 2 (27%), 21074, Niva «УкрАвтоВАЗ» занимается ввозом автомобилей ВАЗ из России («АвтоВАЗ», г. Тольятти), их распределением по дилерам, гарантийным и послегарантийным обслуживанием и поставкой запчастей. Автомобили ВАЗ, выпущенные в Украине, продают и обслуживают «Укравтохолдинг», «АИС», «Лада-Транс» и другие компании. «УкрАвтоВАЗ» начал активную деятельность в 2004 году, добился неплохих результатов и планирует их закрепить в 2005-м. Это станет возможным за счет поставок Lada 110 с 1,6-литровым двигателем вне квот (лимит действует на машины с моторами 1,0-1,5 л), а также благодаря появлению в Украине Lada Kalina (во втором полугодии). |
|
|
ГАЗ |
Офиц. представитель Корпорация «АИС» Руководитель компании Писаный Дмитрий Геннадьевич Кол-во дилеров в Украине 200 Продажи в 2004 г., шт. (% к 2003 г.) 4900* (–10%) Модельный ряд ГАЗ-3110 (55%), 31105 (45%) Эксклюзивный дистрибьютер ГАЗ в Украине, корпорация «АИС» собирает крупноузловым методом «Волги» на Кременчугском автосборочном заводе. Это позволяет несколько удешевить их для украинских потребителей. Впрочем, цены на рестайлинговую «Волгу» ГАЗ-31105 повысились. Машина, несколько потерявшая рынок, все же остается лидером в своем классе (43% в Е-классе). В 2005 году «АИС» планирует рост продаж ГАЗ-31105, в том числе за счет увеличения реализации в кредит. * Легковые, без учета коммерческих |
|
|
ЗАЗ |
Офиц. представитель Филиал «АвтоЗАЗ-Сервис» АО «УкрАВТО» Руководитель компании Поврозник Вячеслав Владимирович Кол-во дилеров в Украине 89 Продажи в 2004 г., шт. (% к 2003 г.) 42603 (+32%) Модельный ряд ЗАЗ «Cлавута» (59%), «Таврия» (24%), «Таврия-Пикап» (9%), «Таврия-Вагон» (7%) Для отечественной марки год прошел довольно успешно – без особых усилий дилеры продавали «Таврии» и «Славуты» людям, которые еще вчера не мечтали о новой машине. Структура спроса несколько изменилась – более популярной стала «Славута», а «Таврия» утрачивает позиции. Покупатели нередко выбирают более мощный двигатель и дополнительные опции. Настораживает только отсутствие модернизации этих автомобилей, в том числе с точки зрения безопасности. В 2005 году под данной маркой будет производиться Lanos. |
|
|
УАЗ |
Офиц. представитель Корпорация «АИС» Руководитель компании Писаный Дмитрий Геннадьевич Кол-во дилеров в Украине 200 Продажи в 2004 г., шт. (% к 2003 г.) 834* (+70%) Модельный ряд УАЗ-31514 (39%), 31519 (32%), 3162 (11%), 3160 (6%), 3153 (5%), 31512 (5%) Единая маркетинговая политика корпорации «АИС», эксклюзивного представителя «УАЗа» в Украине, позволила существенно поднять уровень продаж УАЗов – их покупали как бюджетные организации, так и физлица. Способствовало росту продаж обновление модельного ряда – появление Hunter и Simbir, улучшение их качества, сборка на «КрАСЗе». Эти же факторы позволяют «АИС» надеяться на рост продаж УАЗов в текущем году. * Внедорожники, без учета коммерческих |
|
|
|
Данные предоставлены официальными представителями марок. Объем продаж может не совпадать с количеством регистраций авто (разные методики подсчетов, «серые» продажи, несовпадение времени покупки и регистрации). |
|
|
Сергей Матусяк
Фото Сергея Кузьмича