X

Авторынок: На пороге Европы

Украинский автомобильный рынок приобретает все больше признаков европейского. Импорт подержанных машин сошел на нет, внутренние перепродажи стабилизировались, а по количеству регистраций новых легковушек наша страна вошла в дюжину крупнейших рынков Старого Света, опередив Швейцарию и Польшу.

Украинский автомобильный рынок приобретает все больше признаков европейского. Импорт подержанных машин сошел на нет, внутренние перепродажи стабилизировались, а по количеству регистраций новых легковушек наша страна вошла в дюжину крупнейших рынков Старого Света, опередив Швейцарию и Польшу.

Украинский автомобильный рынок приобретает все больше признаков европейского. Импорт подержанных машин сошел на нет, внутренние перепродажи стабилизировались, а по количеству регистраций новых легковушек наша страна вошла в дюжину крупнейших рынков Старого Света, опередив Швейцарию и Польшу.

Отечественный авторынок в очередной раз удивил специалистов, продемонстрировав значительный рост. В 2005 году в нашей стране зарегистрированы 265,5 тысячи новых легковых автомобилей. Это на 25% превышает показатели 2004 года и в 1,7 раза больше, чем два года назад. В то же время количество первых регистраций легковушек, ввезенных в нашу страну подержанными, сократилось по сравнению с прошлым годом в 2,5 раза, а с позапрошлым – почти в 5! Внутри страны граждане перепродали друг другу 372 тысячи подержанных машин. Таким образом, общий объем рынка на протяжении последних трех лет сохраняется стабильным – на уровне 600 – 640 тысяч машин в год. Кстати, такие же объемы рынка наблюдались в 1997 – 99 годах.

Таким образом, украинский авторынок становится похожим на большинство европейских, когда парк пополняется в основном за счет покупок новых легковушек. При этом объем внутренних перепродаж из года в год остается примерно на одном уровне, и он обеспечивает оборот подержанных автомобилей. Импорт бывших в использовании машин в развитых странах минимален (за исключением государств Восточной Европы, которые недавно вступили в Евросоюз).

Рынок «играет» по правилам

Такое развитие авторынка в 2005 году было предопределено несколькими причинами. Среди макроэкономических факторов увеличения его объемов – рост реальных доходов населения, стабильность экономики и укрепление национальной валюты. В минувшем году курс гривни к американскому доллару снизился с 5,3 до 5,05 грн. Серьезно «раскачивали» авторынок законодатели. В марте парламентарии приняли поправки в государственный бюджет, заставив автопроизводителей платить все налоги (им отменили льготы по НДС, пошлине, проч.), а импортеры получили единую ставку налога на все новые легковушки – 20% таможенной стоимости. Как следствие, машины, выпущенные в нашей стране, подорожали на 7 – 20%. Иномарки выросли в цене на несколько процентов, в результате чего разрыв между стоимостью импортированных и собранных в нашей стране машин сократился, что соответствующим образом повлияло на их продажи. Но в августе пошлины на импортные автомобили повысили еще на 5% (до 25% таможенной стоимости), а автопроизводители получили право беспошлинно ввозить комплектующие при наличии инвестиционной программы. В конце года парламентарии преподнесли еще один «сюрприз» – запретили с начала 2006 г. импорт легковушек, не соответствующих экологическим нормам Евро 2, и регистрацию таких машин с середины 2006 г.

Кто обеспечил рост?

Упомянутые изменения законодательства вызвали заметные колебания спроса на новые легковушки в течение года. Например, в январе-феврале спрос был самым низким за весь год – в то время законодательные инициативы даже не обсуждались. Но в марте-апреле, когда автомобили начали дорожать, спрос стал рекордным и дилеры не успевали обслуживать клиентов. В мае и июне регистрации стабилизировались – автомобили начали продавать по новым, более высоким ценам. Перед очередным ростом пошлин в августе спрос опять активизировался. Уровень продаж по 25-26 тысяч машин в месяц держался все второе полугодие (за исключением октября, когда в ГАИ закончились постоянные техпаспорта и возникали проблемы с оформлением автомобилей, купленных в кредит). Именно этот период стал главным «локомотивом» установления нового годового рекорда украинского авторынка.

Анализ структуры рынка новых легковушек по маркам показал, что рост его объемов произошел в основном за счет нескольких брендов. Больше всего выросли регистрации Lada – примерно на 30%, что превышает проценты общего роста авторынка. Импорт российских автомобилей теперь не ограничен квотированием (оно распространяется на машины с двигателями объемом до 1,5 л, а «десятки» поставляются с 1,6-литровыми). Полуторалитровые версии выпускаются на нескольких украинских автозаводах. ЗАЗ и Daewoo из-за весеннего подорожания утратили по 5% рынка (падение продаж – 5-6 тысяч машин в год). Зато их долю частично заполнил Chevrolet, объем реализаций которого по сравнению с 2004 годом вырос втрое (в нашей стране у данного бренда наилучшая динамика в Европе). Существенный рост продаж и увеличение доли рынка продемонстрировали Skoda, Toyota, Nissan, Ford, Hyundai, Peugeot, Renault, Suzuki, Seat, Chrysler и некоторые другие. Многие компании (особенно в премиум-сегменте) хотя и продали машин больше или столько же, сколько в прошлом году, потеряли относительную часть рынка.

Заметным событием стало массированное наступление китайских автомобилей. Отечественные автоимпортеры и дилеры привезли в Украину продукцию около десятка китайских брендов (в Поднебесной их примерно сотня) и с различным успехом начали их реализацию. В прошлом году некоторые крупные представители украинского автобизнеса открыли специализированные компании по импорту и продаже «китайцев» в Украине, но главного «удара» следует ожидать все же в 2006-м. Украинские автопроизводители начали выпуск машин новых марок и моделей, и в текущем году продолжат наращивание мощностей и ассортимента продукции. Кроме того, в 2006 году могут произойти очередные изменения в налогообложении предприятий автобизнеса, что вызовет соответствующие колебания спроса на рынке. Например, уже со второго полугодия 2006-го карбюраторные машины покинут рынок новых автомобилей, их сменят аналогичные инжекторные (причем изрядно подорожавшие). Сегодня поднимается вопрос об ужесточении квотирования импорта российских авто, что может привести к уменьшению их присутствия. Зато среди иномарок конкуренция еще больше усилится, в том числе из-за увеличения объемов их сборки в Украине.

 Прогнозы развития марок на 2006 год (первая 30-ка) *
Марка Объем регистраций за 2005 г., шт.Объем регистраций за 2004 г., шт.
Lada9086261904
Рост почти на 30% в 2005 году – огромное достижение. В следующем году конъюнктура рынка может не быть такой благоприятной.
ЗАЗ3387538526
Постепенный спад продолжится и в следующем году, ведь со второго полугодия выпуск карбюраторных машин прекратится.
Daewoo3317639776
Марка останется среди лидеров, но может несколько передвинуться в рейтинге (например, поменяться местами с Chevrolet).
Chevrolet3051410271
Трехкратный рост за год – небывалая удача. Такой динамики больше не будет, но объемы будут расти.
Skoda115196953
Рост продаж в полтора раза – успех и, скорее всего, не последний: мелкоузловое производство требует больших объемов.
Mitsubishi73756096
Уже несколько лет подряд бренд набирает обороты, но с собираемыми в Украине ему «тягаться» все тяжелее.
Toyota72485600
Активная работа импортера приносит результаты, и если все пойдет такими же темпами, 2006 год станет еще более удачным.
Volkswagen46554237
«Народные» автомобили становятся все менее доступными, поэтому и менее массовыми. Надежда – на новый седан и украинскую сборку.
Opel44124451
Стабильность Opel поражает. Но когда рынок растет, это настораживает. Ждем активных маркетинговых действий.
Nissan41502855
Японская марка открыла представительство в Украине, благодаря которому продажи выросли. Продолжение положительной динамики – в 2006-м.
Hyundai38192341
У корейской марки светлое будущее. Украинская сборка и доступные цены – вот залог дальнейшего продвижения вперед.
ГАЗ36964895
Судьбу «Волги» предопределил завод-производитель в Нижнем Новгороде, и судьба эта – уход в небытие.
Mazda35822823
С появлением внедорожника марка получит новых поклонников в Украине, что позволит развиваться вместе с рынком.
Honda27302234
Признак профессионализма (стабильность) при наличии новой удачной модели иногда может смениться и ростом.
Subaru26132342
Любовь украинцев к полному приводу не пройдет еще долго, и продажи Subaru будут расти теми же темпами, что и рынок.
Ford26061238
Рост в два раза – хорошая заявка на дальнейшее развитие марки, но только при сохранении привлекательной ценовой политики.
Renault24731893
Планомерное увеличение продаж Renault должно продолжаться и впредь.
Peugeot21521394
Модельная линейка Peugeot выглядит свежо, а привлекательные кредитные условия должны стимулировать покупателей.
Lexus18661371
Пока маркой не занимаются целенаправленно, ее будущее достаточно неопределенно.
Mercedes-Benz15641657
Со второго полугодия владельцы Mercedes начнут массово обновлять парк – это обеспечит смену нынешней тенденции на положительную.
BMW14171419
Удерживать достигнутые результаты будет нелегко, и если это удастся, то за счет качественной работы импортера и дилеров.
Suzuki1323674
Две новые модели увеличили продажи вдвое. И потенциал у них еще есть.
Kia1114809
Сборка в Луцке существенно увеличит количество покупателей – цена-то стала привлекательней, а модельный ряд обновился.
Dacia10641606
Спад в 2005 году был вызван сменой модели, но на 2006 год перспективы самые радужные.
Audi872835
Появление внедорожника внесет в стабильные продажи Audi существенную положительную динамику.
УАЗ736834
Patriot «пошел» хорошо, дав неплохие шансы на общий рост продаж марки.
Seat595295
Seat стал популярнее в два раза, и обновление модельного ряда дает повод увеличивать продажи и дальше.
Citroёn442362
Новый импортер делает первые шаги, и они уже приносят результат. Работы еще много, но бренд будет развиваться.
Chrysler411181
Успех марки основан на продажах одной модели. Повторение результата возможно только при развитии модельного ряда.
Fiat307213
Низкое место Fiat в этом рейтинге неоправданно, и ситуация может измениться к лучшему.
Другие23071855
Наступление на отечественный рынок китайских марок только началось. В 2006-м продажи могут вырасти в несколько раз.
Всего265475211940
* При стабильном законодательстве и отсутствии резких колебаний курсов основных валют

 Основные тенденции украинского авторынка в 2005 году и прогнозы на 2006 год
2005 г.2006 г.
Рост рынка новых автомобилей на 25%Тенденция сохранится, но темпы снизятся
Импорт подержанных авто снизился, а количество внутренних перепродаж осталось стабильнымПодержанные будут ввозить только на заказ или по схемам, не предусматривающим уплату налогов, число перепродаж несколько увеличится
Рост продаж в сегменте недорогих новых машинКонкуренция и рост в данном сегменте еще более усилятся
Отечественные автозаводы расширяют гамму выпускаемых моделей и увеличивают выпуск машинДанных о сборке машин новых марок пока нет, но объемы выпуска существующих увеличатся
«Семерка» ВАЗ осталась самой популярной моделью в странеИз-за запрета регистрации карбюраторных машин подорожавшая «семерка» уступит лидерство
Выход китайской автопродукции на отечественный авторынокВыход на рынок еще большего количества «китайцев», рост объемов продаж

Сергей Матусяк
По данным АИГ Auto-Consulting