X

Автобусы на IАА-2012: Веская альтернатива

В свете грядущих экологических норм Евро 6 все большее число производителей автобусов переходит на гибридные силовые установки и альтернативные источники энергии. Все это нашло подтверждение на недавно прошедшем автосалоне в Ганновере IАА-2012.

В свете грядущих экологических норм Евро 6 все большее число производителей автобусов переходит на гибридные силовые установки и альтернативные источники энергии. Все это нашло подтверждение на недавно прошедшем автосалоне в Ганновере IАА-2012.

В свете грядущих экологических норм Евро 6 все большее число производителей автобусов переходит на гибридные силовые установки и альтернативные источники энергии. Все это нашло подтверждение на недавно прошедшем автосалоне в Ганновере IАА-2012.

Если на предыдущем IAA два года назад в экспозиции широко были представлены автобусы-«гибриды», то теперь активную конкуренцию им составили машины на электротяге – с нулевым вредным выбросом в атмосферу. Кроме того, ряд ведущих компаний показали машины с дизельными двигателями стандарта Евро 6.

Göppel

Трехсекционный «гибрид» AutoTram Extra Grand был самым длинным и вместительным автобусом на выставке – 30,7-метровая машина может перевозить до 256 человек (мест для сидения – 96). Уникальный автобус создан немецким институтом Фраунгофера, который занимается развитием транспортных систем и инфраструктуры. Этот проект продвигался в рамках госпрограммы в области транспорта, курируемой министерством науки и образования Германии. Машину изготовили в немецком автобусостроительном ателье Göppel GmbH. В автобусе применен гибридный привод. Два дизель-генератора – IVECО N60 (220 кВт) и Mercedes OM 629 (235 кВт) – питают литий-ионные батареи мощностью 120 кВт и суперконденсаторы в 420 кВт. Сверхдлинная машина явно предназначена для работы на скоростных автобусных маршрутах BRT с индивидуальными полосами движения.

Solaris

Польская компания Solaris показала 12-метровый автобус на электротяге Urbino 12 Electric. Это уже второй электробус фирмы – после 10-метрового, дебютировавшего осенью прошлого года. Машина разработана сов­местно с немецкой компанией Vossloh Kiepe. В действие автобус приводит электромотор в 180 кВт, который питается от литий-ионных батарей емкостью 210 кВт·ч. Запас хода – 120 км легко контролировать по щитку приборов (на фото). Ходовые испытания машина прошла в Варшаве, во время Чемпионата по футболу «Евро 2012», перевозя множество болельщиков.

Mercedes-Benz

Новейший низкопольник Mercedes-Benz Citaro удостоили звания Bus of the Year’2013 («Городской автобус 2013 года»). Это первый в мире серийный городской автобус с турбодизелем стандарта Евро 6. Более того, автобус стал на 5% экономичнее «собрата» Евро 5, а межсервисный интервал продлен до 120 тыс. км. Двигателей два, на выбор. Один – мотор OM 936 (7,7 л) мощностью 299 или 354 л. с., который впервые в истории дизелестроения получил изменяемые фазы газораспределения. Второй – турбодизель OM 470 (10,7 л) в 360 или 394 л. с., оснащенный системой впрыска сверхвысокого давления X-Pulse Common Rail. КП – автоматическая, ZF или Voith. Добавим, что Mercedes-Benz Citaro – первый городской автобус в мире, получивший систему курсовой устойчивости ESP.

Setra

На выставке состоялась мировая премьера туристического автобуса Setra семейства СomfortClass 500. Модель пятого поколения отличается свежим дизайном – с большими фарами и логотипом Setra на третьей cтойке крыши. Машина обладает лучшей в классе аэродинамикой с коэффициентом сопротивления всего 0,33. Снизить сопротивление воздуха призвана и не имеющая аналогов система регулировки дорожного просвета на высокой скорости. Внутренняя высота салона возросла на 110 мм – до 2100 мм. Впервые в автобусостроении применена система Attension Assist (ATAS), оценивающая манеру вождения водителя. Турбодизели Евро-6 – Mercedes-Benz OM470 (10,7 л) и OM471 (12,7 л), в 428 л. с. и 478 л. с. КП – новый 8-ступенчатый «автомат» PowerShift. Демонстрировались модели: S515 (12,3 м; 49 мест), S516HD (13,1 м; 48 мест) и трехосная S517HD (13,9 м; 52 места).

Ebusco

Голландская компания Ebusco демонстрировала городской электробус на 76 мест. Над дизайном машины трудилось ателье KesselsGranger DesignWorks. Низкопольник оснащается 150-киловаттным электромотором, развивающим 2500 Нм, а также мощными аккумуляторами емкостью 242 кВт·ч. С половинной нагрузкой автобус расходует при езде по городу в среднем 0,9 кВт·ч на 1 км пути. Таким образом, без подзарядки он может проехать до 250 км. Сам процесс зарядки батарей занимает 3 часа (100% заряда) и 1,5 часа (80%).

Ziehl-Abegg

Немецкая компания Ziehl-Abegg Automotive GmbH представила на выставке инновационные электромотор-колеса ZAwheel SM530, предназначенные для городских автобусов. Компания показала их в действии – на низкопольном автобусе марки Jonckheere. ZAwheel SM530 имеют мощность 125 кВт и потрясающе высокий максимальный крутящий момент – 6000 Нм. Питаться мотор-колеса могут по-разному, в зависимости от конструкции того или иного автобуса: от литий-ионных батарей, подзаряжаемых от розетки, или от топливных элементов Fuell Cell, или от контактной троллейбусной сети – сверху. По сравнению с мотором ДВС, в том числе и с гибридным приводом, электромотор Ziehl-Abegg расходует на 50% меньше энергии, на 90% тише и на 50% дешевле в эксплуатации. Колеса ZAwheel обуты исключительно в односкатные сверхширокие шины: они обладают более низким сопротивлением качению, занимают меньше места, а также более удобны при замене.

ЛАЗ

Холдинг «ЛАЗ» был единственным производителем автобусов из СНГ, приехавшим на выставку с «живыми» машинами. На его стенде внимание привлекал модернизированный городской низкопольник «СитиЛАЗ»-А183CNG. Машина оснащена 280-сильным двигателем MAN E0836 LOH1, работающим на природном газе. Автобус получил новомодные наружные зеркала, модернизированный щиток приборов, LED-подсветку салона и иные форточки в окнах. Установлена выдвигающаяся при помощи электропривода рампа для заезда инвалидных колясок. Скоро «СитиЛАЗ» получит новую головную оптику. В настоящее время такие машины планируют активно продвигать в России. Вторым интересным экспонатом на стенде стал туристический автобус «НеоЛАЗ» – в укороченной, 10-метровой версии под индексом 4207DM. Машина отличается увеличенной площадью бокового остекления, а также 39-местным салоном с креслами из красной кожи. Автобус может оснащаться турбодизелями Deutz, MAN или Mercedes-Benz.

ОmnibusTrading

Голландская компания Omnibus Trading представила широкий модельный ряд автобусов. Особое внимание привлекали два экскурсионных автобуса малого класса – Sunset Cabrio (на фото) и Sunrise Cabrio. Их особенность – сдвижной задний модуль, включающий крышу и боковые окна. При помощи электропривода автобус меньше чем за минуту превращается в кабриолет или, если быть точнее, в кузов типа тарга: ведь задняя стенка остается. Кстати, в корме автобуса Sunrise имеется распашная дверь, облегчающая посадку-высадку. Салон 7,9-метровой модели Sunset Cabrio рассчитан на 19 пассажиров, а машины побольше, Sunrise Cabrio длиной 8,6 м – на 32 человека. Первая модель построена на шасси Mercedes-Benz Sprinter 516CC c турбодизелем 163 л. с., а вторая – на базе IVECO Daily 70C17CC с двигателем мощностью 177 л. с.

Neoplan

Компания Neoplan привезла в Ганновер туристический автобус Jetliner следующего поколения. Машина получила граненый дизайн кузова – в новом корпоративном стиле Sharp Cut Design. Предлагаются две версии по длине: 12- и 13-метровая – на 53 и 57 мест соответственно и с багажным отсеком в 6,7 и 8,0 кубометров. На щитке приборов появился дисплей мультимедийного центра TopLine, на который может передаваться изображение с двух камер – на корме и возле второй двери. Пассажиры оценят новую обивку кресел и LED-подсветку салона. На модели Jetliner стоит 10,5-литровый турбодизель MAN D20 (мощностью 360 или 400 л. с.) cтандарта Евро 5/EEV, однако скоро появится и версия Евро 6. Особый интерес представляет 12-ступенчатая коробка-«автомат» EcoLife, которая подстраивает свою работу под топографию той или иной местности, что улучшает экономичность автобуса.

Scania

Компания Scania показала новейший автобус CityWide LE длиной 12 м и с салоном на 39 мест для сидения. В отличие от чисто городской низкопольной модели LF, версия LE имеет только низкий пол возле дверей и рассчитана также на пригородное сообщение. Машина может оборудоваться не только дизельными двигателями, но и моторами, работающими на биодизеле, биоэтаноле или природном газе (биогазе). Все они отвечают экологическим стандартам Евро 6. Нужно сказать, что Scania является лидером в производстве автобусов на альтернативных видах топлива, в частности, биоэтаноле.

Viseon

Немецкая компания Viseon приехала в Ганновер со своим электрическим прототипом LN12. Этот футуристического вида городской низкопольник разработан совместно с компанией Bombardier, которая предоставила электромотор-колеса, расположенные на заднем ведущем мосту ZF, а также литий-ионные батареи. Кстати, последние могут подзаряжаться за очень короткое время с помощью специального индукционного устройства.

Юрий Гоголев
Фото автора