Дневник ЗАЗ Forza: полезные цифры
Как выглядит Forza, каковы ее основные достоинства и недостатки – знают многие. И, надеемся, число таких людей будет постоянно расти с помощью нашего народного теста. Понятны основные размеры – машина относится к компактному классу С по европейской классификации, а также технические характеристики.
Но есть важные замеры и данные, получить которые можно только в ходе систематической эксплуатации или с помощью специальных приборов. Сегодня мы расскажем о наших измерениях расхода топлива у ЗАЗ Forza, динамики разгона и торможения, правдивости показаний скорости, а также о ряде других полезных замеров.
Итак, расход топлива. Первое, что нужно упомянуть – рекомендацию производителя заправлять автомобиль бензином с октановым числом не ниже 93. То есть, популярный «девяносто второй» не подходит, хотя известны случаи, когда топливо такой марки оказывалось в баке ЗАЗ Forza и это не приводило к драматичным последствиям. Машина, работающая в редакции, «пьет» только «девяносто пятый». Какого-либо предпочтения к автозаправкам у нас нет, поэтому мы заправляем Форцу и на больших брендовых АЗС национального масштаба, и на неприметных придорожных колонках. Ни одна из прошедших заправок мотор не нервировала, его тяга и тембр не менялись. Впрочем, пробег пока невелик, выводы делать рано.
Замер расхода топлива делался следующим образом: движение до сухого бака и полной остановки с заглохшим мотором, дозаправка из тщательно вымеренной емкости, старт до вновь сухого бака. Пожалуйста, не повторяйте этот эксперимент! Любой бензонасос не любит «хлебать» воздух. Бензонасос ЗАЗ Forza перенес наши манипуляции стойко; пожелаем ему дальнейшей долгой службы. В каждом режиме пробег составлял 80-100 километров. Все замеры производились в ноябре при температуре от +2 С0 до +10 С0; с выключенным кондиционером. К наступлению теплой погоды пробег автомобиля существенно вырастет, и мы вновь измерим расход топлива. И с кондиционером, и без него. А пока из дополнительных потребителей топлива использовался головной свет (в темное время суток) и музыка. В салоне находился только тест-пилот; багажник пустой. Были смоделированы три режима движения: городской обычный, городской в час пик, загородный. В ходе замера оценивалась средняя скорость движения – дистанция была разделена на время в пути. Увы, но Forza в «мозгах» бортового компьютера такую простую операцию делать не умеет. Результаты таковы:
Режим | Как смоделирован | Средняя скорость | Расход топлива |
Городской обычный | Жилые массивы в г.Киеве, в период с 20-00 до 22-00 | 41 км/час | 8,87 л/100км |
Городской час пик | Центр г.Киева, в период с 8-00 до 10-00 | 22 км/час | 9,72 л/100км |
Загородный | Трасса Киев – Житомир | 78 км/час | 6,77 л/100км |
Приличный результат, полностью отвечающий техническим характеристикам мотора, а также весу автомобиля. Есть основания полагать, что показатель сохранится на все время эксплуатации – обкатка уже закончена. Сравните наши измерения с заводскими значениями:
Городской цикл | Смешанный цикл | Загородный цикл |
9,7 л/100км | 7,2 л/100км | 5,8 л/100км |
Хочу привести также результат неформального замера – сколько можно проехать «на лампочке» до полной остановки. Ответ – в городе примерно 50 километров. Почему примерно? Дело в том, что показатель остатка топлива и лампочка резерва активно реагируют на холмистый киевский рельеф. Крутой подъем – лампочка загорелась. Выкатился в горизонталь – потухла.
В вопросе оценки динамики «АвтоЗАЗ» явно поскромничал. Завод в инструкции по эксплуатации указывает время 16 секунд для разгона до «сотни». На прямой автодрома «Чайка» ЗАЗ Forza достигает 100 км/час за 12,5 – 13 секунд. Замер производился с помощью высокоточного прибора V-Box. Мы в ходе разгона выкручиваем мотор на каждой передаче «в звон» – до 6000 об/мин. Разброс результата – это ветер и сцепление. После пятого разгона на пределе, сцеплению происходящее явно перестает нравиться, оно пробуксовывает. Но – очень отрадно – мы дали машине отдохнуть 15 минут, и работа педали полностью восстановилась, динамика вернулась.
Разгон – дело хорошее, но как она останавливается? Мы знаем ответ и для летнего типа покрышек, и для зимнего. Покрытие – сухой асфальт. Со 100 км/час до полной остановки Forza на летней резине Giti 185/60R15 требуется 42,1 метра. На зимнем Gislaved EuroFrost5 195/60R15 – 48,0 метров.Результат добротный. В ходе теста разброс результатов был минимальным. Несколько слов об ощущениях в момент экстренного торможения. Курс полностью сохраняется, автомобиль не рыскает. ABS настроена на поздний лад, она допускает полное блокирование колес на сухом асфальте и только после этого отпускает и вновь сжимает «тиски». А педаль тормоза под большим усилием дрейфует вниз – уходит из-под ноги на 3-4 см, а затем вновь твердеет. Это напрягает.
Дополнительно мы измерили погрешность спидометра. Различия таковы:
Скорость по спидометру | 40 км/час | 60 км/час | 80 км/час | 100 км/час |
Истинное значение | 37 км/час | 57 км/час | 75 км/час | 94 км/час |
В качестве промежуточного итога: ЗАЗ Forza не разорительна по топливу; нормально разгоняется и надежно тормозит. Теперь внесем ясность в удобство и функциональность.
«АвтоЗАЗ» утверждает, что клиренс автомобиля – 130 мм. Это правда. Таково расстояние до земли в нижней точке (труба выпускного коллектора). Огорчает, что самой ближней оказывается именно эта точка. Поймав на нее ухаб или кочку, проблем не оберешься. Поэтому насущным является скорейшее появление защиты моторного отсека и, надеемся, что ее установка не «съест» много дорожного просвета. К плюсам следует отнести расстояние от нижней «губы» переднего бампера до асфальта – 21 см. Задний бампер еще выше – 27 см. К бордюрам можно парковаться без опасений.
на лесных дорожках Forza чувствует себя уверенно
Народные тестеры уже отмечали приличный запас места от переднего до заднего сидения. Подтверждаем. При полностью сдвинутом назад водительском кресле – 11 см; при полностью сдвинутом вперед – немалые 33 см. Но в первом случае с водительского места я не достаю даже до руля, не то, что до педалей. А во втором – не втискиваюсь. Так что, это просто справка. Попробуем по-простому. Сажаем «народника» с ростом 176 см, он настраивает кресло под себя. Меряем от подушки заднего дивана до спинки водительского сидения – 23 см. Оценка – отлично. На заднем диване, легко просунув ноги, он почти упирается головой в крышу. Запас – 3 см.
один из участников народного теста устроился на заднем ряду. Рост тестера – 176 см
Не остался без внимания багажник. Его показатели таковы:
Ширина максимальная | 130 см |
Ширина минимальная (стойки задних амортизаторов) | 90 см |
Длина (до нижней точки дивана) | 92 см |
Длина при откинутом заднем диване | 173 см |
В общечеловеческом смысле это означает, что владелец может перевезти в багажнике двухкамерный холодильник Норд (модель 271-320-ДХ имеет габариты 141х57.4х61) или жидкокристаллический телевизор Samsung с диагональю 55 дюймов и ценой в треть ЗАЗ Forza… Вот только процесс погрузки не доставит удовольствия – расстояние от земли до кромки багажника 83 см.
мы не купили LCD-телевизор. Потому что уезжали в отпуск
погрузочная высота багажника – 83 см
И в завершение еще один замер. На тестовом автомобиле (комплектация Люкс) установлен парктроник. Его полезность доказывать не нужно. При приближении к препятствию сзади, Forza начинает подавать звуковой сигнал, а также показывает дистанцию до объекта (от 140 см до 90 см) на небольшом экране в центре приборной панели. Если расстояние меньше – просто пишет «Р», рекомендуя остановиться. Мы перепроверили значения, которые сообщает парктроник. Его точность оставляет желать лучшего. Когда на экране загорается цифра 125, до препятствия сзади остается лишь 120 см, а при цифре 100 – только 90 см. Лучше бы он грешил в другую сторону… Как и многие другие аналогичные девайсы, этот парктроник не видит низкое препятствие, которое, тем не менее, может повредить задний бампер.
Подтверждение – на фото. Под углом устройство смотрит внимательно, замечая объекты не только по центру, но и ближе к бортам автомобиля.
парктроник молчит
Продолжение следует. До встречи на страницах Дневника ЗАЗ Forza…