В Китае протестирован экологически чистый автобус BYD К9
Внешне этот экологически чистый автобус BYD К9 трудно отличить от обычного. Между тем, он работает исключительно от электричества, накопленного во время зарядки в собственных батареях. Именно в них – главная особенность этого электроавтобуса: феррумные аккумуляторы полностью заряжаются всего за 3 часа и затем обеспечивают пробег 200-250 километров (в зависимости от использования кондиционера) в городском режиме.
Подзарядка происходит на специальной станции прямо на территории местного АТП, от устройств, дающих достаточно высокий ток (до 200 ампер) при напряжении 540 вольт.
В городе Шеньжень на юге Китая, где эксплуатируются экологически чистого автобуса с 2009 года, 62 зарядные станции для любых электромобилей. Но для автобусов пока достаточно и одной крупной зарядной станции. К этому источнику питания электрический автобус подключается через разъем единого образца, который уже давно принят в Китае как стандартный для электромобилей всех типов.
В городе Шеньжень 12-метровые городские экологически чистые автобусы BYD работают на маршрутах разной протяженности. Журналист «Автоцентра» в составе группы из нескольких украинских коллег «протестировал» экологически чистый автобус как пассажир. Вместе с обычными пассажирами – жителями Шеньженя – автожурналисты проехали с десяток остановок по маршруту №28.
Внешнее экологически чистый автобус BYD ничем, кроме промо-надписей на борту, не отличается от обычного. И это неудивительно, ведь построен он на базе привычной городской машины с ДВС. В салоне старой версии автобуса (именно в такой журналисты подсели на конечной остановке), над задними колесными арками размещены шкафы с электрооборудованием. У более новой версии аккумуляторы и силовое электрооборудование не видны – оно спрятано под полом в корме машины и на крыше.
Интересно, что звук при движении экологически чистого автобуса не намного отличается от звукового сопровождения аналогичной дизельной машины – сказываются шумы, издаваемые редукторами, а также блоками управления двух 90-киловаттных электромоторов (по одному у каждого из колес задней оси) и их системой охлаждения. Кстати, максимальная скорость достигает 90 км/ч.
Во время пробной поездки журналисты намеревались проехать весь маршрут, однако оказалось, что для этого понадобится не менее трех часов в один конец – настолько он велик по протяженности. Отметим, что зарядной станции на другом конце маршрута нет.
Согласно информации транспортной компании, которая эксплуатирует данный экологически чистый автобус – а также несколько сот его собратьев – после 2000 циклов заряд-разряд батарея сохраняет 85 % своего ресурса. К 2015 году в Шеньджене останется не более 50 % автобусов с ДВС, а число автобусных зарядных станций вырастет до 12 единиц. Сегодня здесь 2700 единиц гибридных и чисто электрических автобусов, не считая 500 электромобилей-такси. Причем это не единственный китайский город, где массово эксплуатируются электрические автобусы BYD. По расчетам украинских экспертов, в Киеве данные автобусы могли бы окупиться в течение 3 лет – при сроке службы до 10 лет.