Грустные реалии украинского автобусного рынка
Один миллион за один миллиметр – грустные реалии украинского автобусного рынка. Такая тема пресс-конференции, которую провела корпорация «Эталон» 31 июля в УНИАН. Поводом для нее послужили «экзотические» условия Заказчиков тендеров, которые прописываются под конкретного производителя.
И за примерами далеко ходить не надо. Так, в недавнем тендере на поставку 43-х школьных автобусов во Львовскую область на сумму 79 млн грн Заказчик прописал общую высоту автобуса не более 2900 мм, прекрасно зная, что машины Эталон имеют на 78 мм больше. Школьные автобусы Эталон отвечают всем ДСТУ и при этом еще и дешевле, что при закупке в этом тендере могло сэкономить до 5 млн грн бюджетных средств.
Следующий тендер – на поставку 20 городских автобусов Каменское. Как оказалось, заказчик прописал требования, по которым автобусы «Эталон» не укладывались по длине на целых 20 см. И это при том, что автобусы Эталон имели на 14 посадочных мест больше.
Нельзя также не рассказать об еще одном тендере – на поставку автобусов в Кировоград на общую сумму 24,6 млн грн. В девяти торгах автобусы «Эталон» были дисквалифицированы из-за того, что имели в салоне по правому борту не три, а четыре кнопки подачи сигналу водителю. Заказчик также предписал иметь автобусам выносные двери, хотя машины «Эталон» оборудованы обычными пневматическими, которые прошли сертификацию. В итоге суммарная закупка автобусов обошлась дороже на 700 тыс. грн.
Поэтому систему государственных электронных закупок Prozorro нужно упростить и унифицировать требования к предмету торгов, прежде всего руководствуясь ДСТУ, а не сомнительными правилами.
Вадим Шкарупин
Директор ООО «Торговый Дом «Эталон Авто»
В 2019 году по программе Школьный автобус планируется закупить 500 автобусов. Торги последних 7 месяцев показывают, что тендеры проводятся под одного производителя – при этом в условия вносятся экзотические изменения.
Также стоит подумать о защите отечественного производителя, ведь сегодня половина закупленных за последние три года автобусов и троллейбусов – белорусского производства. Последние, как известно, получают компенсацию в размере 11% кредитной ставки от своего государства. В этих условиях украинские производителя поставлены в неравные условия, так как для них эффективная кредитная ставка равна 25% и ее никто не компенсирует. Поэтому мы как члены Ассоциации украинских производителей предложили Минэкономики внести коэффициент локализации производства, однако ответа ждем уже полгода.
Валерий Купцов
Вице-президент корпорации «Эталон», генеральный директор ООО «Черниговский автозавод»
Автобусы «Эталон» имеют надежную агрегатную базу от ведущих производителей – сегодня это Ashok Leyland и DAF. Эксплуатация машин с двигателями стандарта Евро 5 показала, что наше дизтопливо не всегда соответствует этим требованиям – оно замерзало уже при минус 5С. Сегодня мы усиленно готовимся к нормам Евро 6, которые вступят в силу в Украине уже с января 2020 года. Так, 4 сентября начинаем испытания 12-метрового низкопольного автобуса Эталон А12210 с дизельным двигателем IVECO. В декабре мы также обещаем презентовать еще один новый автобус.
Сергей Желевский
Глава правления ЧАО «Бориспольский автозавод»
Для того, чтобы инвестировать в производство и в технологии необходимы финансовые ресурсы. К сожалению, сегодняшние реалии таковы, что большая часть украинских производителей не имеет возможности взять кредиты в украинских банках. Также остается проблемой урегулирования с банками вопросов, связанных с ранее взятыми кредитами и возможности их реструктуризации. Хотя для отдельных предприятий некоторые банки все делают исключения.
Наталия Бачурна
Заместитель директора юридического департамента корпорации «Эталон»
Мы не просим от государства преференций для себя, а призываем к равным условиям для всех участников тендеров. Ведь сегодня в тендерах действует правило двух производителей, которое значительно сужает круг участников. А антимонопольный комитет в свою очередь не видит здесь никакого нарушения конкуренции.