Топливо станет дороже и может оказаться в дефиците
AUTO-Consulting попросил проанализировать последствия такого решения, с точки зрения цен на топливо, директора «Консалтинговой Группы А-95» Сергея Куюна. Напомним, что Согласно документу, действующая ставка акцизного сбора будет выступать корректором мировой цены нефти для потребителей Украины до конца текущего года. К действующим ставкам акциза каждую декаду будет добавляться или вычитаться в зависимости от средней стоимости нефти Brent (DTD), на бирже ICE (Лондон) за предыдущую декаду, корректирующая сумма, которая не может быть более 50% базовой ставки. При средней цене на нефть $105-125/барр. корректирующая сумма рассчитываться не будет, то есть будет действовать текущая ставка акцизного сбора.
При средней цене нефти менее 105 долл./барр. акциз будет расти – к действующим ставкам будет добавляться корректирующая сумма, рассчитываемая как разница между 105 долл. и биржевой ценой (с учетом курса «доллар США-евро» за соответствующую декаду и количества баррелей в тонне – 7,62 барр./т). При средней цене нефти выше 125 долл./барр. акциз будет снижен – из него будет вычитаться корректирующая сумма, рассчитываемая как разница между 125 долл. и биржевой ценой (с учетом курса «доллар США-евро» за соответствующую декаду и количества баррелей в тонне – 7,62 барр./т).
Как сообщил Сергей Куюн, он считает принятый законопроект крайне «сырым», в связи с чем он может иметь неприятные последствия. Например, – отметил господин Куюн, – сегодня цены на нефть упали и не исключено, что смогут опуститься ниже 105 долл. за барр. Однако, в этом случае украинским водителям не нужно рассчитывать на снижение цен на топливо, так как автоматически вырастет ставка налогов. А цены, в лучшем случае, останутся прежними, а возможно и несколько вырастут. В то же время верхняя планка диапазона – 125 долл. за барр., при которых ставки налогов пересматриваться не будут, сама по себе является крайне высокой. Этой планки мы достигли в конце марта – начале апреля. И это привело к тому уровню цен, который мы видели еще недавно. Выходит, правительство устраивает цена 11,50 грн/л на бензин и 10,50 на ДТ, – считает Сергей Куюн. Поэтому, по его мнению, сама идея с плавающей ставкой налогов инновационна, но, к сожалению, не состоятельна. Ведь помимо последствий для потребителей предложенная схема несет в себе факторы серьезной дестабилизации рынка. Трейдеры постоянно будут ориентироваться на перспективный уровень налогов и пытаться, в зависимости от этого, регулировать запасы. Что создает предпосылки для возникновения дефицита и нестабильной ситуации в целом.
Также однозначно будут иметь место случаи чиновничьих злоупотреблений, – отметил Сергей Куюн, – когда, например, таможня может затягивать сроки оформления грузов накануне грядущего изменения акцизных ставок. На мой взгляд, – сказал Сергей Куюн, – для системного и долгосрочного решения задачи снижения и стабилизации цен, налоговую нагрузку надо перенести с потребителей нефтепродуктов на добытчиков нефти, которые на росте цен зарабатывают баснословные суммы. В 2012 году получилась весьма показательная ситуация, когда налоги на топливо с нового года были повышены, а для нефтяных компаний наоборот снижены в среднем на 25%. В комплексе с ростом цен на нефть в мире нефтяные компании заработали огромные прибыли, в частности согласно официальным данным крупнейшая компания страны «Укрнафта» увеличила прибыль в первом квартале этого года в 28,5 раз!
Увеличение налогов (ренты) на добычу нефти необходимо использовать как компенсатор снижения налогов (акцизов) на потребителя. Это создаст справедливую систему налогообложения, когда богатые поделятся с бедными, – подытожил Сергей Куюн.
Источник: autoconsulting.com.ua