В Днепропетровске показали «старый» новый двигатель «Москвича»
На рубеже 1960-70-х годов советские «Москвичи» успешно выступали в крупных международных соревнованиях, (ралли «Акрополис», марафоны Лондон – Сидней, Лоднон – Мехико). Наши гонщики практически на серийных машинах побеждали в личном и командном зачете даже таких грандов мирового автопрома, как Ford, Volvo и Porsche. Модели «408» и «412» вполне успешно продавались на рынках нескольких европейских стран. Чтобы закрепить успех, конструкторы решили поднять мощность 1,5-литрового мотора УМЗ-412 уфимского производства. Но выжать из него более 80-ти «лошадок» без потери надежности не удавалось. Для повышения мощности нужно было поднимать рабочие обороты, а это тянуло за собой модернизацию клапанного механизма и изменение схемы наполнения цилиндров. Решили применить головку блока с двумя распредвалами с возможностью тонкой настройки впуска и выпуска. И такой новый двигатель был создан.
В нем было два распределительных вала и те же восемь клапанов, но фазы каждого вала можно было настраивать индивидуально, а кулачки давили непосредственно на клапаны. Исключение коромысел на осях и тяжелых регулировочных механизмов сделали привод менее инерционным и более надежным. Камеру сгорания сделали более выгодной формы, спрямили впускные и выпускные каналы, увеличили угол развала клапанов для улучшения продувки цилиндров, улучшили циркуляцию охлаждающей жидкости около свечей и повысили степень сжатия с 9,2 до 9,8. Также мотор получил поршни с выемками под клапана, на выбор родной двухкамерный карбюратор К126 или пару сдвоенных горизонтальных «Веберов». В зависимости от объема (1,478 л, 1,6 и 1,824, 1,924 л) новый двигатель «Москвича» развивал 87 л.с., 100 л.с., 125 и 140 л.с. при 5900 – 6000 об.мин.
Поскольку в моторе применялся стандартный блок цилиндров, кривошипно-шатунный механизм и коллекторы, он становился под капот серийной машины. Первоначально собирались устанавливать новый двигатель «Москвича» и на серийные автомобили, но выпустили лишь 22 экземпляра двухвальных моторов, которые достались лучшим гонщикам Союза – раллистам («Москвич-412-ралли», -412Г, -2140) и кольцевикам («Москвич Г5», -Г4М). До сегодняшнего дня сохранилось лишь несколько экземпляров этого силового агрегата, один из которых восстановил Михаил Прудников из Днепропетровска. Укомплектованный им автомобиль «Москвич-2140 Ралли» был показан на выставке ретроавтомобилей ДАРС-2012.