От чего зависит проходимость автомобиля
Проходимость автомобиля по бездорожью зависит от многих факторов – класса транспортного средства, геометрии проходимости, типа трансмиссии и, конечно же, шин.
Начнем с класса машины. В первую очередь это классические внедорожники рамной конструкции. Далее следует назвать машины типа SUV (Sport Utility Vehicles) и их подкласс – кроссоверы. Они отличаются несущим кузовом и могут предлагаться как в полно- так и в моноприводном вариантах.
Наличие рамы лучше для бездорожья, так как именно она принимает на себя всю основную нагрузку, а не кузов. Типичными представителями рамных внедорожников являются Mitsubishi Pajero Wagon, Toyota Land Cruiser 200, Jeep Wrangler, Mercedes-Benz G-Class, а также компактный Suzuki Jimny.
Что же касается машин с несущим кузовом, то они имеют ряд важных преимуществ. Во-первых, обладают меньшим весом и более низким центром тяжести, что улучшает управляемость. Во-вторых, обеспечивают лучшую пассивную безопасность при лобовом столкновении. К таким можно отнести Mazda CX-5, Honda CR-V, Volvo XC90, Volkswagen Touareg, Toyota RAV-4 и др.
В последние годы получили распространение универсалы с внедорожным пакетом, в который входят полный привод, увеличенный клиренс и усиленная защита кузова. Это такие модели как Volvo XC70, Subaru Outback, Audi Allroad, а также новейший Mercedes-Benz E-Class All-Terrain. Однако все они не предназначены для серьезного бездорожья.
Другим важным критерием при выборе машин для пересеченной местности является геометрия проходимости. Она состоит из величины дорожного просвета – клиренса, а также углов въезда, съезда и переката. Чем эти показатели больше, тем легче машине справиться с преодолением препятствий. Настоящим эталоном здесь является Land Rover Defender – с углами въезда и съезда 49 и 47 град. соответственно.
Машины с короткой колесной базой имеют больший угол переката, нежели длиннобазные версии. Существенно увеличивают дорожный просвет и наличие портальных мостов с колесными редукторами – их можно встретить на УАЗах. Для преодоления водных препятствий рекомендуется установить шноркель – дополнительного воздуховода на капоте, а также провести гидроизоляцию агрегатов (сапунов).
Переходим к трансмиссии. Тут, конечно, залогом проходимости является наличие полного привода, а также блокируемых дифференциалов. Отметим, что заблокировав межосевой дифференциал достигается равное 50:50 распределение крутящего момента между осями. То же самое касается и блокировок межколесных дифференциалов.
Сегодня все эти функции часто возлагают на электронные системы, которые подтормаживают буксующее колесо/колеса и перераспределяют крутящий момент на колесо/колеса с лучшим сцеплением. Немаловажно также наличие пониженного ряда в коробке передач. Включать блокировки, равно как и переходить на пониженный ряд лучше до заезда на участки с бездорожьем.
Современные внедорожники оснащаются как механическими, так и автоматическими коробками передач. С «автоматом» нужно быть особо аккуратными при раскачке автомобиля во время буксования.
Особое внимание стоит уделить подбору шин для внедорожника. Это могут быть шоссейные, универсальные, грязевые или для экстремальной езды. Все они отличаются рисунком протектора. Самые «зубастые» (экстремальные) наиболее подходят для бездорожья, однако не предназначены для асфальта. Для улучшения проходимости, например по песку, рекомендуют понизить давление в шинах до 1, что повышает площадь контакта шины с дорогой и уменьшает удельное давление на грунт.
И в заключение хочется дать пару советов тем, кто отправляется на внедорожнике или SUV штурмовать леса и поля. В автомобиле всегда нужно иметь лопату, трос с тяговым усилием не менее 7 т, топор (для рубки веток), ручную лебедку (либо установить электрическую). Не лишними будут трапы (под колеса), а в зимнее время – цепи противоскольжения. Настоящим любителям off-road можно посоветовать не только установку кенгурятников и тросов-веткорезов, а также обработку кузова защитным полиуретановым покрытием.