Главный враг украинских НПЗ – контрабанда и фальсификат
Разговоры о необходимости ввести ввозимые пошлина на нефтепродукты активно ведутся еще с лета прошлого года. При этом о сомнительной эффективности подобных мер и о том вреде, который они могут причинить экономике страны, было сказано очень много. Но соблазн решать вопросы выстраиванием защитных барьеров, судя по всему, слишком велик. А потому чиновники возвращаются к этой теме вновь и вновь. Так, на днях о намерении правительства обложить импортный бензин пошлиной заявил министр энергетики и угольной промышленности Украины Эдуард Ставицкий. Правда, при этом министр настаивает на том, что пошлины – не единственная мера по возрождению и поддержке отечественной нефтеперерабатывающей промышленности – якобы в настоящий момент осуществляется разработка целого ряда документов, которые призваны стимулировать работу украинских НПЗ, а уже в марте возобновит работу Одесский завод и следующий на очереди на возрождение – Лисичанский НПЗ.
А тем временем, директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн, как и накануне Антимонопольный комитет Украины, высказался против ввода пошлин на импортный бензин: «В 2011 году Минэнерго уже потерпело поражение в специальном расследовании против импорта нефтепродуктов. Кроме роста цен на топливо для потребителей (а это 1-1,3 гривны за литр при обсуждаемых размерах пошлин около 180 долларов за тонну), снижения качества из-за перехода на менее качественные украинские нефтепродукты и коллективной монополии НПЗ на рынке – других результатов этот шаг иметь не будет. Вот уже второй министр энергетики не может или не хочет понять, что главным врагом украинских НПЗ является не легальный импорт, а контрабанда и фальсификат, которые в 2012 году по данным Минфина составили 22% рынка бензина. Только ликвидировав эти явления в комплексе с нормативным стимулированием модернизации можно преодолеть кризис в этой индустрии…»