Платные дороги или бесконечные кредиты – ответа пока нет
То, что дороги страны требуют к себе повышенного внимания, ни для кого не секрет. То же правительство при любом удобном случае напоминает, как долго большинство дорог капитально не ремонтировалось – чуть ли не со времен Советского Союза, как много денег нужно та то, чтобы все восстановить – более 260 миллиардов гривен, и насколько растянется работа при нынешних объемах финансирования – лет на восемьдесят. Именно поэтому, премьер снова говорит о том, что нужно искать дополнительные источники финансирования. И не только кредиты, но и различные концессии. Правда, привлечение инвестора должно базироваться на чем-то, что способно заинтересовать вложить в дело возрождения украинских автомобильных магистралей свои деньги.
Например, будущие поступления от оплаты за пользование дорогами. Это хорошая и стабильная статья доходов. Вопрос только в том, кто будет платить? Обычные водители? Так они как платили, так и платят до сих пор, причем – за дороги, которых нет. Правда, согласно исследованиям, проведенным независимым информационно-консалтинговым Центром транспортных стратегий, большая часть из 1400 респондентов (в основном, жителей Киева), а точнее – 76%, согласны на минимальную оплату (не более одного евро) возможности проехать по дороге скоростью 140-160 километров в час. Или платить будет государство? Так опять же – у него нет денег…
Вопросов, к сожалению, пока больше, чем ответов. Особенно с учетом того, что законодательная база, на которую должно опираться решение проблемы с автодорогами, и о которой твердят чиновники, пока носят слишком общий, декларативный характер. «Все аспекты этого нового для дорожного хозяйства Украины направления должны регулировать два закона, принятые в течение последних четырех лет – «О государственно-частном партнерстве» и «О концессии на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог». Но они пока имеют весьма «обобщенный вид» и не содержат четко прописанных инструментов реализации. Еще нужно разработать массу сопроводительной документации.
Ведь нет пока ни методик финансовых расчетов, ни даже утвержденных форм договоров», – цитируют доктора экономических наук Наталью Внукову журналисты Deutsche Welle, пытавшиеся изучить вопрос с передачей украинских дорог в концессию. Аналогичного мнения придерживается и главный советник Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) на Украине Антон Усов. По его мнению, для реализации «концессионных планов» потребуются «колоссальные, миллиардные инвестиции, которые могут себе позволить лишь мощные корпорации», а без реформы «главного дорожного монополиста», государственной службы «Укравтодор», на что может уйти минимум два года, уповать на появление инвесторов сейчас рановато.
А тем временем правительство продолжает искать кредиты. Например, в Венгрии, которую с официальным визитом посетил премьер-министр Украины. В ходе переговоров с венгерской стороной поднимался и вопрос кредитования модернизации украинских дорог венгерского направления…