Умельцы тестируют автомобили на сжатом воздухе
Идея использования энергии сжатого воздуха будоражит умы изобретателей давно, однако примеры создания практически полезных транспортных средств чрезвычайно редки. Тем более, если речь идет об автомобильном транспорте. В качестве двигателя в таких машинах используется поршневой мотор, конструкция которого принципиально похожа на несложный ДВС. Запас сжатого воздуха (как правило, фигурирует величина давления порядка 20 – 30 МПа) хранится в баллонах высокого давления, размеры и масса которых обычно составляют проблему для конструкторов.
Среди плюсов авто на сжатом воздухе – отсутствие потребности в нефтяном топливе, практически полная нейтральность по отношению к окружающей среде. В принципе, пополнить запас энергии на борту можно даже в домашних условиях – правда, при наличии высокоэффективного компрессора. Трансмиссия и ходовая часть в целом для авто на сжатом воздухе мало отличаются от традиционных машин с ДВС, не требует серьезных изменений и кузов.
Созданный харьковскими умельцами воздухомобиль базируется на шасси «Таврии». Единственный баллон со сжатым газом расположен под днищем багажника. Точные технические характеристики авто на сжатом воздухе пока не оглашаются, но судя по некоторым признакам, пневмо-«Таврия» достаточно автономна. Известно, что основная проблема, с которой столкнулись харьковские разработчики – соблюдение теплового баланса двигателя. Поскольку при подаче сжатого воздуха в двигатель для повышения эффективности последнего его желательно подогревать, в то время как сам воздух поступает из баллона охлажденным.
В группу разработчиков авто на сжатом воздухе входят инженеры и бывшие преподаватели Харьковского автодорожного института, имеющие научные степени. В свою бытность в штате профессорско-преподавательского состава ведущего автомобильного ВУЗа СССР эти люди принимали участие в разработке и испытаниях перспективных автомобилей, работающих на сжатом воздухе. С развалом Союза ССР эта научная тема была закрыта, ее финансирование прекращено, однако, неравнодушные ученые продолжали разрабатывать ее в частном порядке.
В настоящее время работы считаются законченными, но перед внедрением авто на сжатом воздухе в производство и коммерческую эксплуатацию необходимо провести ресурсные испытания в реальных условиях отечественных дорог. Напомним, что на недавно прошедшем Женевском автосалоне альянс PSA (Peugeot-Citroen) представили собственную конструкцию «зеленого» автомобиля, работающего на сжатом воздухе.
Внимание! Первоапрельская шутка!