Автопробег на электромобилях по Крыму
В пробеге участвовало 7 электромобилей, среди них – три самодельных, четыре машины – родом из Китая, и одна – «японка». Маршрут пролег от Симферополя через Алушту, Ялту, Симеиз, Севастополь, Николаевку, Саки, Евпаторию назад в Симферополь – всего более 360 км. Хотя некоторые машины проехали больше.
Сам себя заряжает
Корреспондент «АЦ» передвигался на серийном автомобиле Mitsubishi i-MiEV. Это была единственная машина, созданная мировым автопроизводителем. Свое преимущество она показала уже на первом участке пути. На подъеме к перевалу от Симферополя до Алушты все электромобили двигались колонной. Скорость была небольшой, ведь самоделки не рассчитаны на быструю езду, а максимальная скорость прогулочных электромобилей – 40 км/ч. Но езда в гору для любого авто требует отдачи максимальной мощности. И если при выезде из Симферополя колонна двигалась со скоростью 35–45 км/ч, то ближе к перевалу – 15–25 км/ч.
Для Mitsubishi i-MiEV такая езда не подходила, так как при каждом торможении или спуске с горы он включает режим рекуперации, то есть заряжает батареи. При такой маленькой скорости генератор не мог дать достаточный ток, и автомобиль практически не подзаряжался на ходу даже на немногочисленных спусках, используя только запас энергии от аккумуляторных батарей. В данных условиях движения до перевала мы добрались с третью «бака» и с остаточным пробегом на борткомпьютере в 45 км. До отеля оставалось 20 км, а оттуда по крутому подъему предстояло выбираться в центр города. Хватит ли заряда? Однако на спуске мы оторвались от колонны и ехали 40–60 км/ч. На этой скорости режим рекуперации уже работал в полную силу, и на борткомпьютере остаточный пробег начал… увеличиваться! Более того, наш «бак» показал пополнение запаса энергии на два деления. А пока мы доехали до Алушты, запас хода вырос до 72 км! Вот это да! I-MiEV сам себя зарядил!
На одном заряде мы не только приехали из Симферополя в Алушту, покатались по ее горным улочкам, но и спокойно добрались до Ялты, а запас заряда еще был. Так что для современного электромобиля с системой рекуперации и по горным дорогам ездить – не проблема.
Как на авто с ДВС
От Ялты до Симеиза, а затем до Севастополя мы ехали, ни в чем себе не отказывая. Включили кондиционер на максимум, музыку и навигатор смартфона, который питается от бортсети. А главное – соблюдали скоростной режим обычной бензиновой легковушки с учетом ПДД. И это нам удалось! Средняя скорость по горной дороге составляла 60–80 км/ч, обгоняли нас только очень спешащие граждане, нарушая Правила, либо местные «джигиты», желающие доказать свое превосходство на трассе. И хотя максимальная скорость Mitsubishi i-MiEV составляет 130 км/ч, мы ее не достигли. Ведь на максималке она расходует много энергии, как и обычная легковушка – топлива. Мы разгонялись «лишь» до 115 км/ч, причем с горы, и экономайзер показал, что мы использовали немного энергии.
Еще один приятный момент езды на электромобиле по горам – отсутствие «напряга» при обгонах. Даже под гору с любой скорости нажимаю на педаль акселератора – и без запинки на кик-даун, как у обычных авто с АКП, электромобиль плавно, но уверенно набирает скорость. Причем если в цифрах разгон до «сотни» не впечатляет (15,9 с), то ровная тяга в 180 Нм идет прямо со старта и с любой скорости. Поэтому все обгоны и опережения четкие и уверенные.
Тормоза в современном электромобиле почти не используются – при снятии ноги с педали акселератора происходит процесс рекуперации энергии, т. е. электромотор начинает работать, как генератор, обеспечивая замедление машины. При этом степень замедления зависит от режима трансмиссии. В режимах D (drive) и С (comfort), как и в обычной АКП, оно почти незаметно. В режиме B (brake) авто замедляется уже существенно, будто кто-то слегка давит на педаль тормоза. Зато при этом заряд АКБ происходит наиболее интенсивно. Батареи заряжаются и при нажатии на педаль тормоза, о чем свидетельствует индикатор состояния электросети, который на iMiEV заменяет тахометр. И только при экстренных торможениях или фиксации на стоянке в ход идут тормозные колодки. В режиме B машина на склоне замедляется интенсивно, но это может стать сюрпризом для тех, кто едет сзади: стоп-сигналы не загораются.
На поворотах автомобиль остается устойчивым и не кренится. Ведь несмотря на то, что он высокий (1610 мм), для машинки длиной 3,5 м колесная база в 2550 мм большая. А центр тяжести благодаря аккумуляторным батареям весом в 150 кг под днищем авто находится низко. Все это и придает Mitsubishi i-MiEV устойчивости.
Таким образом, наше путешествие было приятным и прошло очень быстро. Не ущемляя комфорт пассажиров и драйверские амбиции водителя, мы даже не почувствовали, что едем на авто без помощи двигателя внутреннего сгорания. Если бы в Крыму такой электромобильчик предлагали напрокат прямо на вокзале или в аэропорту, я бы взял, не задумываясь, – на нем можно ездить без проблем.
Мифы развенчаны
Главная проблема для электромобилей в Крыму – отсутствие инфраструктуры для зарядки. Также неплохо было бы сделать беспрепятственный въезд для них в курортные зоны, ограничив доступ обычных авто. А еще в результате пробега выяснилось: то, что электромобили двигаются медленно и обеспечивают слишком маленький пробег – миф. Одна из машин проехала 358 км без подзарядки, серийные разгонялись более чем до 100 км/ч, а стоимость подзарядки – 4–8 грн. за цикл.
Фото автора