Обзор Skoda Roomster: Домик на колесах
Стоит ли связываться с этим подержанным «домиком» на колесах?
В Roomster есть три «комнаты» – первый ряд сидений для водителя и штурмана, второй – чисто пассажирское «помещение», а третье отделение – для грузов. Первые отделены даже соответствующим дизайном: площадь остекления передних дверей больше, чем задних – нижние подоконные линии размещены на разных «этажах». Такая своеобразная внешность кому-то нравится, а кого-то, наоборот, отталкивает.
Для лучшей обзорности для задних пассажиров второй ряд кресел расположен выше переднего. Благодаря высокому кузову внутри могут запросто разместиться не только высокие люди с папахой на голове, но и габаритные грузы – например, велосипед, собранная детская коляска, тумбочка и т. п. Функциональность Roomster повышает фирменная система трансформации задних сидений VarioFlex, позволяющая компоновать внутреннее пространство в зависимости от потребностей (см. фото). Багажный отсек (530/1780 л) и грузоподъемность (525 кг) – одни из наибольших среди «одноклассников». Благодаря этим особенностям по универсальности Roomster дает фору многим своим конкурентам.
История
03.06 Представлена новая модель – Skoda Roomster.
01.07 Запущена в производство псевдовнедорожная версия с защитным обвесом по периметру кузова Roomster Scout.
03.10 Рестайлинг модели. Представлены новые двигатели: бензиновые семейства TSI (1,2 л /86 и 105 л. с.) и дизельные (1,2 л/75 и 1,6 л/90 и 105 л. с.).
03.14 Skoda Roomster выпускается и ныне.
Родственные связи
Авто построено на одной платформе с моделями В-класса концерна VW: Skoda Fabia, VW Polo, Seat Ibiza и Cordoba. Все они делят между собой общие узлы и агрегаты, а Roomster с Fabia имеют даже общее «лицо». Герой материала представлен тремя версиями (см. фото). К разряду экзотики в Украине относится псевдовнедорожный Roomster Scout, который в отличие от Octavia Scout имеет только передний привод и дорожный просвет в 140 мм. Спустя 4 года с момента представления модель подверглась рестайлингу – наиболее заметные изменения коснулись подретушированного передка (см. фото).
Проблем с коррозионной стойкостью Roomster не имеет. Со временем на старых авто могут отказать концевики, встроенные в дверные замки (ЭБУ «не видит» открытия и закрытия двери), побеспокоить стеклоподъемники и блок их клавиш, расположенный на водительской двери (см. «Слабые места»).
Внутри знатоки Skoda легко узнают приборную панель, позаимствованную у Fabia. Салон «гражданских» версий выполнен из качественных материалов. По сравнению с ними пластик отделки «пирожков» Praktic в угоду их коммерческой и бюджетной направленности более жесткий и дешевый. В них также хуже шумоизоляция, отсутствуют обшивка задней части салона и остекление задних боковых окон, нередко имеется металлическая перегородка за передними креслами.
Запаса места для ног на галерке «гражданских» версий хватает для комфортной езды даже высоким людям, но сидеть втроем будет удобно только некрупным пассажирам, а находящемуся посередине мешает высокий и широкий центральный тоннель пола.
Маленький – вредный!
В Украине наиболее распространены бензиновые Roomster. Под капотом «гражданских» версий чаще встречаются агрегаты 1,4 и 1,6 л, а коммерческих Praktic – 1,2 л, а также турбодизель – 1,4 л. Два последних – 3-цилиндровые, тогда как «бензинки» 1,4 и 1,6 л – 4-цилиндровые.
ГРМ двигателей 1,2 и 1,6 л приводится цепью, а 1,4-литровых – ремнем, который нужно менять вместе с роликами каждые 80 тыс. км.
Больше проблем выявлено в самом скромном агрегате. Слабое место моторов 1,2 л, выпущенных до 2010 г., – цепь ГРМ, она может растянуться к 100 тыс. км, поэтому состояние данного узла нужно регулярно проверять (цепь следует менять вместе с шестернями). Иначе есть риск проскакивания цепи и, как следствие, роковой встречи клапанов с поршнями. Благо сегодня есть запчасти для капремонта двигателей 1,2 л (ранее они считались одноразовыми). После 2010-го цепь усилили, и она стала служить дольше. Кроме того, данный агрегат боится запуска «с толкача» – при этом также возможны проскакивание цепи ГРМ и встреча клапанов с поршнями (натяжитель цепи из-за недостатка давления масла не обеспечивает должного ее натяжения). Мотор 1,2 л чувствителен к температурному режиму – если не дать ему прогреться и начать движение, может залить топливом свечи (проявляется шлейфом дыма из выхлопной системы, неустойчивой работой, выключением двигателя).
На обоих «цепных» моторах около 100 тыс. км может подтекать масло из-под боковой крышки цепи ГРМ.
Слабое место всех агрегатов – жгут электропроводки в моторном отсеке (в районе аккумулятора), со временем провода затвердевают и переламываются. Отмечены отказы индивидуальных катушек зажигания и засорение клапана рециркуляции картертных газов (плавают обороты холостого хода, выдавливается масло из-под щупа). Охлаждающая жидкость может подтекать через датчик температуры на радиаторе (требует замены прохудившаяся прокладка).
КП – беспроблемные
Все Roomster – переднеприводные, большинство из них оснащено МКП. Версии с АКП Tiptrоnic встречаются редко и комплектуются только с самым мощным мотором 1,6 л.
Оба агрегата зарекомендовали себя как беспроблемные, характерных неполадок в них не выявлено. Надежно служит и гидропривод сцепления. Согласно заводским требованиям масло в МКП рассчитано на весь срок службы, а в АКП его необходимо менять каждые 100 тыс. км.
Что скрипит?
Ходовая Roomster умеренно жесткая и вместе с довольно информативным рулевым, снабженным электрогидроусилителем, обеспечивает автомобилю хорошие устойчивость и управляемость – даже несмотря на высокий кузов, неприятных кренов при резких маневрах не возникает.
Конструктивно она схожа с Fabia: впереди применена независимая McPherson, а сзади – полузависимая, с балкой скручивания. Характерное слабое место подвесок – опорные подшипники передних стоек, они могут начать скрипеть уже при 30 тыс. км. В остальном подвеска достаточно долговечна. Втулки стабилизатора способны продержаться около 60 тыс. км, а стойки – до 100 тыс. км. Шаровые опоры и передние сайлент-блоки передних рычагов, а также «резинки» задней балки ходят 150–200 тыс. км. Задние сайлент-блоки передних рычагов до 2008 года служили всего около 40 тыс. км, но позже их модернизировали, увеличив ресурс до 80 тыс. км. Правда, с их заменой часто возникают сложности – обойма задних сайлент-блоков крепится металлическими болтами к алюминиевому подрамнику, и со временем болты сильно закипают, а при откручивании легко ломаются.
Как показала практика, рулевое в целом надежное, но все же может преподнести сюрприз в виде отказа датчика нагрузки в системе электрогидроусилителя или переламывания электропроводки его подключения. Как следствие, усилитель не работает. При этом рулевые тяги способны продержаться не менее 100 тыс. км, а наконечники еще дольше.
Большинство версий оснащены дисковыми механизмами всех колес (исключение – базовые 1,2-литровые модификации, у которых сзади установлены барабанные тормоза). В ходе эксплуатации более требовательными оказались «барабанники» – в среднем каждые 60 тыс. км они требуют профилактической очистки. Сигналом к этому послужит скрип при торможении.
Слабые места
Резюме
Кузов и салон | |
Высокая функциональность и широкие возможности трансформации. Хороший запас места над головой и для ног. Багажник и грузоподъемность – одни из наибольших среди конкурентов. | Рыночная стоимость выше, чем у Skoda Fabia. Возможны проблемы со стеклоподъемниками, электропроводкой дверей, дверными концевиками. |
Двигатели | |
Двигатель 1,4 л – наиболее беспроблемный. | Переламывается электропроводка в моторном отсеке, отказ индивидуальных катушек зажигания, засорение клапана рециркуляции картерных газов и течь охлаждающей жидкости из-под датчика температуры (все моторы). Проблемы с ГРМ, чувствительность к температурному режиму (1,2 л). Течь масла из-под боковой крышки цепи ГРМ (1,2 и 1,6 л). |
Трансмиссия | |
Надежные и беспроблемные коробки передач. | Недостаточно четкое включение передач в МКП. |
Ходовая, рулевое | |
Хорошие устойчивость и управляемость. Долговечность подвески и рулевого. | Скрип опорных подшипников передних стоек и «барабанников». Проблемная замена задних сайлент-блоков передних рычагов. Возможны отказ датчика нагрузки усилителя руля или переламывание электропроводки его подключения. |
Skoda Roomster | |
от 100 тыс. грн. до 166 тыс. грн.. | По данным каталога «Автобазар» |
Общие данные | |
Тип кузова | универсал |
Дверей/мест | 5/5 |
Габариты, Д/Ш/В, мм | 4215/1685/1605 |
База, мм | 2610 |
Масса снаряженная/полная, кг | 1145/1670 |
Объем багажника, л | 530/1780 |
Объем бака, л | 55 |
Двигатели | |
Бензиновые 3-цилиндр.: | 1,2 12V (68 л. с.) |
4-цилиндр.: | 1,4 л 16V (86 л. с.), 1,6 л 16V (105 л. с.) |
Дизельные: | 1,4 л Turbo (80 л. с.) |
Трансмиссия | |
Тип привода | передн. |
КП | 5-ст. мех., 6-ст. авт. |
Ходовая часть | |
Тормоза передние/задние | диск. вент./диск. (1,2 бараб.) |
Подвеска передняя/задняя | независ./полузавис. |
Шины | 185/65 R15, 195/55 R15, 205/45 R16 |
Расходники и замена, грн.* | ||
Наименование | Деталь | Замена |
Воздушный фильтр Bosch | 228 | 48 |
Топливный фильтр Bosch | 441 | 162 |
Салонный фильтр Bosch | 83 | 32 |
Маслянный фильтр | 133 | 81 |
Передн./задн. торм. колодки Bosch | 452/309 | 145/145 |
Щетки стеклоочистителя Bosch | 367 | 16 |
Свечи зажигания Bosch | 60 | 97 |
Ремень навесного оборудования Bosch | 166 | 146 |
Ремень ГРМ Bosch | 383 | 615 |
Аккумулятор Bosch | 1040 | 48 |
Масло в двигатель Motul 8100 X-cess5W40 3,2л | от 155 | 154 |
Масло в двигатель Motul Specific 505 01 502 00 5W40 3,2л | от 165 | 154 |
Масло в МКП Motul Motylgear 75W-80 2л | от 190 | 70 |
Охлаждающая жидкость Motul Inugel G13 концентрат 5,5л | от 175 | 132 |
Тормозн. жидк. Motul DOT 3&4 0,9л | от 200 | 154 |
*Запчасти – Bosch, замена – «Бош Авто Сервис» | ||
Широкий выбор запчастей на сайте zapchasti.avtobazar.ua |
Альтернатива
По функциональности уступает Roomster. Задние сиденья Note несъемные, они лишь двигаются назад/вперед. | |
Nissan Note с 2006 г. | от 95 тыс. грн. до 155 тыс. грн. |
Тип кузова | 5-дв. хэтчбек |
Объем багажника, л | 280/437/1330 |
Двигатели 4-цил. | 2 бенз.: 1,4 л 16V (88 л. с.), 1,6 л 16V (110 л. с.) |
Достоинство Fusion – немалый клиренс в 160 мм. По трансформации проигрывает как Note, так и Roomster. | |
Ford Fusion 2005–2011 г. в. | от 76 тыс. грн. до 133 тыс. грн. |
Тип кузова | 5-дв. хэтчбек |
Объем багажника, л | 335/1175 |
Двигатели 4-цил. | 2 бенз.: 1,4 л 16V (80 л. с.), 1,6 л 16V (100 л. с.) и 2 диз.: 1,4 л 8V Turbo (68 л. с.), 1,6 л 8V Turbo (90 л. с.) |
Игорь Skoda Roomster 2008 г. Эксплуатирую 4 года. Пробег 45 тыс. км. Мотор 1,6 л. Мощность 105 л. с. КП 5-ст. мех. - Нравится
Roomster выбрал потому, что мне необходим был универсальный и функциональный автомобиль. На своем «домике» я построил дачу – доставлял самые разнообразные стройматериалы и грузы, от тещи часто перевожу сельхозпродукцию – загружал в Roomster около 500 кг! Удобен он и в дальней дороге – за рулем особо не устаешь. Мотор объемом 1,6 л очень резвый. Два года назад до металла поцарапал заднюю дверь и порог, а с заднего крыла в нескольких местах скололась краска – до сих пор там коррозии нет.
Не нравится
Покритиковать Skoda Roomster могу за не слишком четкое включение передач – бывает, что не всегда сразу попадаешь в необходимую передачу. Хотел установить на машину фаркоп, но пришлось отказаться от этой идеи – фирменная деталь стоит слишком дорого, а при установке неоригинальной придется резать задний бампер.
Моя оценка 5,0
Roomster рекомендуем тем, кому недостаточно вместительности и функциональности Fabia. Правда, за эти качества придется заплатить больше – в среднем Roomster на 10–15 тыс. грн. дороже «сестры». Но он того стоит, ведь по данным дисциплинам «дом на колесах» – один из лучших среди конкурентов!