Тест-драйв КрАЗа на метане
Знакомство с газовым КрАЗом обещало быть интересным. Нам предстояло не только оценить сердце автомобиля, работающее на «голубом топливе», но и почистить дорогу от мусора. Именно так, ведь КрАЗ-5401К2 был в варианте вакуумного подметально-уборочного автомобиля.
Чистота спасет мир
Идея поставить КрАЗ на газ весьма актуальна в свете все ужесточающих экологических норм для автомобилей. Тем более важен чистый выхлоп для подметально-уборочной техники, работающей в непосредственной близости от жилых домов.КрАЗ-5401К2 соответствует стандартам Евро 5, действующим в странах ЕС уже не первый год. В основе машины лежит 6-цилиндровый двигатель Mercedes-Benz M906LAG, работающий на метане, мощностью 279 л. с. Его «питают» 9 газовых баллонов общей вместимостью 1155 литров.
Первое, на что обращаешь внимание – тихая работа двигателя. Причем это заметно не только внутри кабины, но и снаружи: стоя рядом с работающей машиной, кажется, что это не тяжелый грузовик, а легкий развозной фургон. Кабина КрАЗ-5401К2, хорошо знакомая нам по предыдущим моделям КрАЗ, взята от французского грузовика Renault Kerax. Что и говорить, она впечатляет своей эргономикой и качеством материалов. Кресло водителя имеет многочисленные регулировки: например, подушку можно настроить по углу наклона, причем отдельно переднюю и заднюю часть.
На ходу газовый двигатель приятно удивляет свой эластичностью, уверенно разгоняя автомобиль снаряженной массой 14 т в диапазоне 1000 – 1700 оборотов минуту. При этом хочется подчеркнуть информативность тахометра с яркой светодиодной шкалой, на которой экономичная зеленая зона светит постоянно, а красная загорается только после пересечении стрелкой двухтысячной отметки.
Механическая, 9-ступенчатая коробка передач китайской марки Shaanxi – нам уже хорошо знакома. При этом рычаг для нее взят от грузовика Renault, а посему на нем присутствуют клавиши верхнего/нижнего диапазонов и делителя, которые в данном случае не востребованы. Схема переключения коробки выполнена по двойной Н-образной схеме. Переход с нижнего диапазона (1 – 4-я передачи) на верхний диапазон (5 – 8-я) осуществляется перемещением рычага вправо, до характерного щелчка. Передачи включаются четко, вот только усилия на рычаге великоваты, особенно при включении самой «дальней», 8-й передачи.
Одно из основных преимуществ газового двигателя – экономичность. И КрАЗ-5401К2 не исключение. Средний расход метана у машины варьируется в пределах 25-30 кубометров на 100 км пути. В дизельном эквиваленте это получается где-то 15 л солярки на 100 км пути. Неплохой результат для тяжелого грузовика.
Чудо-пылесос
Проверив ходовые качества базового шасси КрАЗ-5401К2, самое время перейти к его надстройке – подметально-уборочному оборудованию с электронным управлением, от турецкого производителя Katmerciler. Это не первая тестируемая нами «подметалка» КрАЗ. Два года назад у нас на испытаниях уже побывал пылесос КрАЗ К12.2, укомплектованный спецоборудованием немецкой фирмы Bucher-Schrling (см. «КА» №8’2011). А посему, имея уже определенный опыт в уборке дороги, приступаем к делу – очистке опавших листьев на внутризаводской территории.
Для начала на специальном пульте управления, установленном рядом с креслом водителя, поворачиваем ключ в замке зажигания и запускаем автономный дизельный двигатель мощностью 120 л.с., установленный позади кабины.Наш подопытный был оборудован двумя дисковыми щетками – справа и слева, а также поворотной цилиндрической щеткой. С двух сторон имеются по всасывающему раструбу от пылесоса. В итоге, ширина уборки дороги может варьироваться от 600 до 3700 мм. Для смачивания щеток имеется резервуар для воды емкостью 1500 литров.
Работу левой дисковой щетки легко контролировать через наружное зеркало, а вот правой щетки – при помощи камеры и большого цветного дисплея в кабине. Да уж, немецкий аналог был лишен видео-обзора. Весь мусор скапливается в 6-кубовый бункер, который легко очищается, путем опрокидывания назад на угол в 55 градусов. При этом механизм подъема активируется двумя способами: пультом из кабины и наружным пультом, расположенном на корме бункера.
А что, если нужно убрать мусор там, где машина не пройдет – например, в узком проезде? Для этого имеется выносной задний всасывающий шланг – длиной 4 м и диаметром 250 мм. Мы, конечно же, не упустили возможность немного поработать им, благо держать его в руках не составляет особого труда.
Особо хочется отметить хорошую маневренность машины, что немаловажно для работы на тесных улочках. Так, при длине шасси 7,95 м радиус разворота у нее составляет всего 8,5 м.
Быстро ехать во время подметания у нас не получилось, так как рабочая скорость движения, при котором можно задействовать подметальное оборудование, колеблется всего от 0,9 до 4,6 км/ч. Однако, выключив его, мы смогли хорошо наступить на педаль акселератора. Правда, не сильно, ведь максимальная скорость машины ограничена 85 км/ч.
В заключение отметим, что КрАЗ-5401К2 – весьма интересный автомобиль для коммунального хозяйства. Газовый двигатель отличают сверхчистый выхлоп и низкий расход топлива. Думается, что машина найдет свое место на нашем рынке как шасси под установку широкой гаммы специальных надстроек различного назначения. Тестируемая машина уже прошла ходовые испытания на улицах Кременчуга и Донецка. И, нужно сказать, городские службы ее оценили по достоинству.
КрАЗ-5401 Н2 | |
Общие данные | |
Тип кузова | шасси |
Снаряженная масса, кг | 8800 |
Грузоподъемность, кг | 12200 |
Радиус разворота, м | 8,5 |
Объем газовых баллонов, л | 1155 |
Двигатель | |
Марка/тип | Mercedes-Benz M906LAG (Евро 5) |
Рабочий объем, л | 6,8 |
Расп. и к-во цил. | R6 |
Мощность, л. с./об/мин | 279/2200 |
Макс. кр. момент, Нм/об/мин | 1000/1400 |
Трансмиссия | |
Тип привода | задний |
КП, марка/тип | 9JS119TA/мех., 9-ступ. |
Ходовая часть | |
Подвеска передн./задн. | завис., рессорн./завис., рессорн. |
Тормоза передн./задн. | бараб./.бараб. |
Шины | 315/80R22.5 |
Эксплуатационные показатели | |
Макс. скорость, км/ч | 85 |
Рабочая скорость | 13,6 |
Средний расход топлива, м куб./100 км | 25-30 |
Цена шасси, грн. | 1 200 000 |