Газодизели возвращаются
На рынке газобаллонного оборудования в Украине последние полгода ажиотаж не только в сегменте легковых бензиновых автомобилей – значительно увеличился интерес и к пропан-бутановому ГБО, которое можно установить на дизельные моторы грузовиков. Но если правильно монтировать ГБО на бензиновый мотор легковушек и внедорожников уже научились многие, то в случае с дизелями современных магистральных тягачей, самосвалов, фургонов, автобусов и т.д. сделать это способны единицы. И эти мастера вовсе не с тех специализированных СТО, где газ ставят на легковые авто.
Качественно установить ГБО на грузовики, автобусы, сельскохозяйственную и другую технику с дизельными двигателями могут только те, кто специализируется на ее ремонте и обслуживании. Объясняется это очень просто. Если ошибается установщик при монтаже ГБО на легковую машину, то ремонт ее мотора обойдется в 500–1000 долларов, а если допустят ошибку при установке газобаллонного оборудования на двигатель седельного тягача, то здесь уже эта сумма вырастет до 10–20 тыс. долларов, плюс еще потери заработка компании из-за длительного простоя такого автомобиля, который иногда работает круглосуточно. Именно поэтому ведущие игроки украинского рынка газобаллонного оборудования заключают договоры о сотрудничестве с фирмами, которые специализируются на обслуживании и ремонте грузовой техники.
Например, компания «Сервис Газ Украина» поставляет газобаллонное оборудование, включая блоки управления Zenit Diesel, НПП «Изотоп Прибор Сервис», специализирующейся на поставке и эксплуатации диагностического оборудования для коммерческой техники. Ее сотрудники прошли обучение по установке ГБО в учебном центре «Сервис Газ Украина» и отработали свою методику его монтажа на дизели коммерческой техники, которые соответствуют разным экологическим нормам – от Евро 0 до Евро 5.
Эффект экономии
Принцип работы ДВС Рудольфа Дизеля основывается на том, что топливо в цилиндре воспламеняется не принудительно – от искры свечи зажигания, а самовоспламеняется под действием высоких температур в результате сжатия воздуха в камере сгорания цилиндра. А так как газ не обладает такой способностью в условиях работы дизеля и внедрить в его конструкцию свечи зажигания проблематично, процесс воспламенения газа обеспечили за счет впрыска определенных порций дизтоплива. Последнее самовоспламеняется и, собственно, воспламеняет газ, который подается форсунками во впускной коллектор. При этом процент замещения дизтоплива газом (пропан-бутаном) составляет в пропорциях 25–40% газа / 25–60% дизтоплива. Это соотношение меняется в зависимости от режима работы мотора. В итоге владелец переоборудованного грузовика экономит в расходах на топливо 30% и более. Для интенсивно эксплуатируемого коммерческого транспорта такая экономия за год в денежном эквиваленте составляет десятки тысяч гривен. Соответственно, срок окупаемости ГБО стоимостью 2 тысячи евро окажется два-три месяца!
Помимо экономии на топливе есть и другие преимущества: благодаря более медленной скорости горения газа и меньшему количеству продуктов сгорания мотор меньше нагружен и меньше загрязняются его системы. Это позволяет увеличить ресурс силового агрегата и ресурс отдельных узлов, например сажевого фильтра. Кроме того, меньше загрязняется моторное масло, дольше сохраняя свои свойства.
Конструктивные особенности газодизеля
Механически монтаж газобаллонного оборудования несложен и схож с установкой ГБО четвертого поколения для бензиновых двигателей. Газ подается во впускной коллектор через специальные высокопроизводительные форсунки, газовый редуктор для таких машин тоже высокопроизводительный, блок управления подключается к электронике управления штатными пьезо- или электромагнитными форсунками, баллон или несколько баллонов под сжиженный газ крепят к раме.
В случае установки на дизель любого типа ГБО существуют свои специфические особенности по подбору оборудования и его настройке. Во-первых, оборудование нужно ставить такое, чтобы периодичность его обслуживания была как и у самой машины. А у современных грузовиков это 40–50 тыс. км. Чтобы добиться такой периодичности, необходимо правильно подобрать газовые фильтры, чтобы их ресурс соответствовал такому межсервисному интервалу. Для дизеля очень важно правильно настроить подачу газа, иначе вместо экономии можно, наоборот, получить лишние затраты на топливо. Кроме того, подачу порций газа на всех режимах следует отрегулировать так, чтобы эти порции успевали сгорать, пока выпускные клапаны закрыты. Если не выполнить это требование, начнут подгорать выпускные клапаны. У современных дизелей, напичканных электроникой, всевозможными сажевыми фильтрами, лямбда-зондами, катализаторами и круиз-контролями, тоже есть свои особенности настройки. Это еще раз подтверждает, что переоборудованием дизелей в газодизели должны заниматься профессионалы высочайшего класса!
Мнение
Влад Бубнов
Учредитель компании
«Сервис Газ Украина»
www.s-gas.kiev.ua
На рынке газобаллонного оборудования наша компания работает уже 10 лет. Мы занимаемся и продажей оборудования, и обучением установщиков, и непосредственно монтажом ГБО на легковые автомобили и внедорожники любых поколений. Тема установки газобаллонного оборудования на дизельные двигатели грузовиков нам тоже хорошо знакома, так как мы работаем с производителями, которые делают ГБО не только для легковых машин, но и для грузовиков. Это оборудование мы также поставляем в Украину, но сами его установкой не занимаемся. Как показывает практика фирм-конкурентов, правильно монтировать газ на дизельные моторы современных грузовиков могут только те, кто хорошо с ними знаком, занимается их обслуживанием и ремонтом. Поэтому мы ищем таких партнеров, обучаем их и после этого продаем им оборудование.
Юрий Дацык
Заместитель главного редактора журнала «Автоцентр»
По отзывам владельцев и руководителей автопредприятий, одним из камней преткновения на пути популяризации газодизелей являются водители этих машин. В большинстве случаев экономия солярки дает им дополнительный зароботок, поэтому при установке ГБО на их автомобили некоторые могут сознательно наносить ему вред, чтобы двигатель работал только на дизтопливе. Поэтому владелец транспортной компании перед установкой ГБО на свои грузовики должен провести работу с теми, кто их эксплуатирует, и разработать схему точного контроля расхода топлива. Только в таком случае отпадет желание сливать солярку и продавать ее «налево».
Для грузовиков используют украинские баллоны от 160 литров, так как производитель может сделать их любого диаметра: и 376, и даже 450 мм.
Место размещения газового редуктора и других компонентов ГБО в грузовике выбрать намного проще.
Высокопроизводительные газовые форсунки подают топливо на входе впускного тракта, обеспечивая хорошее смешивание газа с воздухом.
Фильтр паровой фракции газа на грузовике должен эффективно работать в течение 40–50 тыс. км.