Производство грузовых автомобилей в Украине - как все начиналось (видео)
Именно в этот день ЦК КПСС и Совет Министров СССР издали постановление, согласно которому Кременчугский комбайновый завод перепрофилировался на выпуск большегрузных 3-х осных автомобилей грузоподъемностью 10-14 тонн, переняв производство с Ярославского автомобильного завода. Этим же постановлением Ярославский автомобильный завод специализировался на выпуск моторов и переименовался в Ярославский моторный завод.
Причина такого решения руководства страны очевидна, поскольку «ЯАЗ» выпускал в том числе и дизельные моторы, рост выпуска которых сдерживало производство автомобилей. В свою очередь техники, особенно большегрузной, для развития народного хозяйства тоже катастрофически не хватало. Значительное отставание выпуска грузовиков от потребностей народного хозяйства и армии устранить без специализации разных видов продукции на разных заводах не получилось бы.
Для Кременчугского автозавода переход на производство нового вида продукции повлек много трудностей, связанных с освоением, кадрами, оборудованием и пр. Наряду с подготовкой производства автомобилей продолжалось освоение новых сельхозмашин. Партия ставила задачу «своевременно подготовить производство к выпуску 4000 автомобилей в 1959 году и на выпуск 5,5 тыс. автомобилей в 1960 году». А к 1965 году – нарастить выпуск до 15000 в год. Этого было нереально достичь, учитывая огромный комплекс работ, необходимый для успешной реконструкции завода.
Предстояло построить свыше 20000 квадратных метров площадей, получить и установить свыше 1100 металлообрабатывающих станков, около 100 единиц прессового оборудования, 20 единиц литейного, до 50 единиц деревообрабатывающего оборудования, установить 167 единиц сварочного оборудования, 50 единиц термического оборудования.
Кроме разработки технологических процессов, приспособлений и оснастки предстояло спроектировать, изготовить и смонтировать целую серию разных конвейеров, несколько комплексов малярных камер, разработать и решить ряд инженерных задач…
60 лет – зрелый возраст, но не для предприятия. Сегодня «КрАЗ» – лидер украинского автомобилестроения, единственный национальный производитель грузовиков с полным технологическим циклом производства. Тернистый путь становления завода от производства мостов, комбайнов до автомобилей, его развитие, космический взлет, почти банкротство, возрождение, периодические кризисные удары – все это закалило предприятие, его трудовой коллектив, настроило на еще более результативный труд. Кременчугский автозавод, как бы кому не хотелось,- был, есть и будет.