Skoda 130 RS отмечает 40-летний юбилей
Болид, получивший прозвище «Восточный Porsche», впервые предстал перед публикой в сезоне 1975 года. В последующие годы Skoda 130 RS занимала призовые места во многих раллийных и кольцевых гонках. В числе самых значимых достижений модели — триумф на Чемпионате Европы по шоссейно-кольцевым гонкам 1981 года и двойная победа на Ралли Монте-Карло 1977 года в категории до 1 300 см3.
«130 RS продолжает формировать прекрасную репутацию Skoda в автоспорте и по сей день, – отмечает Михал Велебны, менеджер по реставрации музея Skoda. – Вывести этот болид на трек в бывшей коммунистической Чехословацкой Республике было непростой задачей, показавшей высочайшие технические навыки и невероятную преданность делу команды разработчиков и инженеров Skoda того времени».
В 70-80-е годы модель 130 RS была известна как «Восточный Porsche». За год до презентации модели марка уже заложила фундамент для новой эры Skoda в автоспорте, разработав три гоночных прототипа Skoda 200 RS для участия в категориях с большим объемом двигателя. До этого чешский автопроизводитель в основном выдвигал на соревнования автомобили в категории до 1300 см3. 200 RS стала первой моделью Skoda с аббревиатурой RS, сокращенно от «Rally Sport».
Прототипы 200 RS не соответствовали новому официальному техническому регламенту, поэтому Skoda сконструировала болид 130 RS. Автомобиль получился очень легким и весил всего 720 кг. Отдельные элементы кузова — крыша, капот и наружные корпусы дверей — были выполнены из алюминия. Крылья и панель капота изготовили из армированного стеклопластика (FRP). При создании болида использовался передний мост от 200 RS, в то время как задний мост был разработан специально для нового автомобиля. Модель также получила надежную защитную раму от серийной Skoda 110 R.
Skoda 130 RS оснащалась 1,3-литровым четырехцилиндровым бензиновым двигателем типа OHV. Мотор мощностью 140 л.с. разгонял автомобиль до 220 км/ч. Секрет недюжинных спортивных возможностей болида заключался в использовании двух карбюраторов Weber, восьмиканальной головки блока цилиндров и сухого картера. Цилиндры и картер были выполнены из алюминия, а головка цилиндра — из литейного чугуна. Болид получил четырехступенчатую трансмиссию. Изначально существовала версия с пятью передачами, но впоследствии она вышла из эксплуатации в связи с изменениями в официальном регламенте в 1976 году.
Результат сочетания современных технологий проектирования двигателя, легковесного дизайна и точной настройки автоспортивных компонентов оказался впечатляющим. Новый болид успешно открыл гоночный сезон 1975 года на Кубке мира и дружбы Чехословакии. Пилоты за рулем Skoda 130 RS заняли первые три места в общих зачетах.
На протяжении следующих лет модель занимала призовые места во многих престижных кольцевых гонках на родине и за рубежом. Величайшим триумфом стала общая победа Skoda на Чемпионате Европы по шоссейно-кольцевым гонкам 1981 года. Годом ранее Skoda 130 RS уже достигла впечатляющего результата, завоевав третье место в Чемпионате Европы.
Кроме того, Skoda 130 RS произвела сенсацию на национальной и международной раллийных аренах. Первые победы в Чехии модель завоевала уже в дебютном сезоне 1976 года. Звездный час 130 RS настал на Ралли Монте-Карло 1977 года, где болид принес марке двойную победу в категории до 1300 см3. За рулем двух победных автомобилей находились экипажи Блахна/Главка и Западло/Мотал. Год спустя последовала победа на Ралли Швеции. В 1980 году Skoda 130 RS захватила лидерство на Ралли Барум, заняв позиции с первой по пятую. Еще немало побед было завоевано до сезона 1983 года.
Эпоха болида 130 RS закончилась в 1983 году. Ранее продленная омологация FIA истекла. Skoda продолжила участие в автоспортивных соревнованиях с моделью 130 LR (130 л.с.), но он не смог повторить достижений предшественника.