Два колеса – две разницы. Что купить: мотоцикл или скутер?
Мототранспорт от автомобиля отличает простота. Она – во всем: устройстве (меньше узлов), содержании (минимум топлива и расходников), использовании (быстрее садиться за руль, проще парковаться)…
Правда, эта же простота оборачивается и недостатками: почти полное отсутствие комфорта, высокая вероятность угона, посредственная безопасность… Но люди придумали несколько видов мототехники, и у каждого – свои особенности, позволяющие точнее подобрать нужный транспорт. Потребитель, как правило, выбирает между мотоциклом и скутером.
Мотоцикл
Это одноколейный двухколесный транспорт с двигателем объемом свыше 50-80 см куб., механической (минимум 4-ступенчатой) коробкой передач и колесами диаметром более 15 дюймов. Водитель и пассажир сидят на мотоцикле верхом (подножки по сторонам), а двигатель укреплен на раме, в передней или средней части шасси.
Мотоцикл приспособлен к дорогам любого типа и качества (за редкими исключениями, конечно): большие колеса и длинноходная подвеска легко отрабатывают неровности, сохраняя стабильное движение транспортного средства на довольно высокой средней скорости.
Как правило, современные мотоциклы отличаются хорошей энерговооруженностью и высокой динамикой даже по сравнению с автомобилями. Поэтому большинство из них способны доставить водителю удовольствие от езды. По этой же причине на мотоцикле хорошо путешествовать на далекие расстояния, в том числе и по сложным дорогам – узким, загруженным транспортом, со сложным профилем, неровным или вовсе отсутствующим покрытием. Абсолютное большинство мотоциклов имеет значительный клиренс, что делает их пригодными к езде по проселочным дорогам. Обратная сторона этой медали – из-за высоко расположенного двигателя и других массивных элементов конструкции у мотоциклов высоко расположен центр тяжести, что усложняет управление, в особенности на малых скоростях. А такой режим движения типичен для многих современных городов с их пробками, тянучками, узкими проездами в местах парковки. Многие считают мотоцикл престижным и даже мужественным видом транспорта, хотя мы бы не стали относить это определение к малокубатурным моделям, которые почти не отличаются от мопедов.
Скутеры
Скутер, он же мотороллер – двухколесное транспортное средство, на котором водитель сидит, поставив ноги перед собой (подножки и по сторонам, и впереди сиденья). Двигатель расположен вплотную к заднему колесу и при работе подвески качается вместе с ним. Облицовка мотороллера закрывает все агрегаты, а также ноги водителя. Объем двигателя, как правило, невелик (50-80 куб. см, реже до 150 куб. см и выше), колеса также малы: 8-10, реже – до 15 дюймов. Трансмиссия автоматическая (вариатор).
Скутер во многих отношениях комфортабельнее мотоцикла: не нужно переключать передачи, несложно удерживать его от падения на малой скорости и во время остановок. Он защищает водителя от дорожной грязи, за счет компактности и низкого центра тяжести легко лавирует на самых тесных парковках и улицах городов. Но, с другой стороны, из-за малых колес и низкой посадки над дорогой мотороллер плохо подходит для езды вне асфальта, в особенности в сырую погоду: маленькие колеса зарываются в грунт, цепляются за каждую ямку. Как результат – снижается средняя скорость скутера даже на асфальтированном шоссе. Хотя более-менее выразительную динамику даже на идеальной дороге показывают далеко не все модели мотороллеров.
Важно, что, по сравнению с байком, скутеру присущи характеристики комфорта: минимум вибраций, управление обходится без педалей, водитель все-таки защищен от грязи и ветра, зачастую под сиденьем есть багажник. К слову, на площадке для ног впереди сиденья самые лихие скутеристы иногда успешно пристраивают свой багаж – вплоть до мешка картошки.
Скутер многие считают чем-то несерьезным, вторичным и примитивным, хотя на самом деле это касается лишь некоторых моделей. И вообще, мало какой вид транспорта дает владельцу такие возможности индивидуализации: производители предлагают целый ряд моделей в самых разных стилях и конструкторских решениях.