Пять цифр, которые спасут твою жизнь за рулём
Во французской автошколе, о которой я уже рассказывала, начинающих водителей муштруют бесконечными цифрами: заставляют помнить расстояния безопасной дистанции, количество допустимых килограммов загрузки, “припуски” на плохую погоду в ограничениях скорости и количество часов, которое должно пройти после того, как был принят на грудь “один стаканчик” легкого (или не очень) алкоголя.
Можно спорить о целесообразности такого подхода: лучше бы разобрались в том, как парковаться по зеркалам без того, чтобы парализовать своими маневрами половину парковки огромного торгового центра. Да-да, есть за французскими водителями такой грешок – не слишком они свободно себя чувствуют, если приходится парковаться. Да еще и задним ходом! Да еще и на узких улицах! Да еще – не дай боже – и в Париже! Но есть одна беспрекословная истина, которая вдалбливается в головы молодых французских водителей с первых же уроков в автошколе: машина в твоих руках – опасный снаряд. А при твоей бестолковости – ещё и неуправляемый опасный снаряд. Итак, пять важных цифр, которые стОит запомнить каждому водителю, вне зависимости от географического положения его в пространстве.
ПЕРВАЯ. 13,8 м/с – проезжает машина на скорости 50 км/ч машина
Львиная доля ограничений построена на километрах в час, нас учат помнить километры в час на трассе, в городе и при дорожных работах. Но мало какое воображение человеческое способно представить себе километр и визуализировать час. С секундами проще: скажите вслух “Миссисипи” и будет вам одна секунда. А 13,8 метров представить себе несложно. Как несложно прикинуть, сколько своих корпусов пролетит автомобиль за это незаметное “миссисипи”…
ВТОРАЯ. 20% – таковы шансы выжить у пешехода в столкновении с автомобилем при скорости 50 км/ч
Да-да, всего 20%, несмотря на то, что обозначенное ограничение скорости в 50 км/ч считается базовым для большинства европейских населенных пунктов. Простые подсчеты и печальный опыт подтверждают: это слишком быстро.
ТРЕТЬЯ. Две секунды – требуются среднему водителю на реагирование
Здесь данные могут расходиться с теми, которым обучают украинских водителей. Нам рассказывали, что водителю достаточно одной-полутора секунд на то, чтобы увидеть, оценить, среагировать и выполнить действие – и избежать аварии. Французские инструкторы менее оптимистичны: они считают, что среднему водителю нужно минимум две секунды. А вообще, если ситуация совершенно нетипичная, то и все пять.
ЧЕТВЕРТАЯ. В полтора раза увеличивается путь до полной остановки автомобиля на мокрой дороге
Дистанция, которую проедет машина от того момента, как водитель нажмет на педаль тормоза, до полной остановки, складывается из времени на реакцию и самого торможения до полной остановки. Французская автошкола считает, что время на реакцию остается неизменным (хотя и плохая видимость, и усталость, и дождь могут его существенно увеличить), а вот тормозить по мокрому/скользкому придется с запасом.
ПЯТАЯ. 3 км/ч – такова скорость перемещения маленького ребенка
Условная цифра, что человек перемещается со скоростью в 5 км/ч, сильно условна – она не учитывает, что под “человеком” подразумевают и детей, и пожилых людей, и бегунов, и беременных женщин. Так вот, самые неповоротливые – это, на удивление, не старички, а маленькие дети. А самые пронырливые – это подростки. Они бегают по дорогам со скоростью до 6 км/ч с легкостью. Впрочем, равновеликую опасность для водителя составляют и те, и другие.
Сдавать экзамены на водительские права во Франции – то еще удовольствие. Экзаменационные вопросы постоянно меняются, каждый год, а общее их число составляет примерно 5 000 вопросов, которые выпадают на экзамене целиком и полностью случайным образом. А вот муштра, которой поддаются французские водители, даром им не проходит: какие-то вещи все-таки в головах оседают… Впрочем, превышать, нарушать, некрасиво обгонять и хамить на дороге во Франции довольно дорого. Ну, и тюрьма за серьезное нарушение – очень даже реальный шанс. Так что цифры учат в школе старательно. И правильно делают!