Роботизированные коробки передач: принцип работы и достоинства
Трансмиссии с роботами появились на массовых моделях уже более десятка лет назад. Но тогда они были довольно медлительными и у многих вызывали раздражение при использовании.
Сегодня ситуация иная. Рассмотрим современную РКП Easy-R (JS3) на примере Renault Sandero Stepway с 0,9-литровым наддувным двигателем Energy TCe 90.
Небольшая прибавка
Робот-автомат полюбился автопроизводителям за простоту. Если старый добрый классический автомат – это сложный узел с механикой и гидравликой, требующий особого подхода в конструировании всего автомобиля, то робот легко сделать из любой уже существующей механической трансмиссии, нужно лишь добавить к ней пару приводов и блок управления.
Поэтому робот оказался замечательной возможностью дать популярной модели Renault Sandero Stepway автоматическую трансмиссию, доступную для широкого круга потребителей. Специфика в том, что обычный гидротрансформаторный автомат, не говоря уже о суперсовременной коробке с двумя сцеплениями, делает автомобиль слишком дорогостоящим: классическая АКП с гидротрансформатором в паре с 1,6-мотором добавила бы к ценнику несколько тысяч долларов. А традиционный 5-ступенчатый робот прибавляет к стоимости машины лишь 25 тыс. грн. по сравнению с базовой МКП модели JH3. Но такое удорожание оправдывает дополнительные удобства, которые получает водитель.
Автомат или ручной?
Роботизированная коробка избавляет водителя от необходимости переключать передачи. Кроме того, есть множество приятных бонусов. Например, перейти в ручной режим управления коробкой, если водителю захочется позажигать на пустынной загородной дороге или при езде в особо тяжелых зимних условиях. Интересно, что электронный блок, управляя трансмиссией, корректирует также работу двигателя, меняя крутящий момент для более плавных переключений. Работа ЭБУ связана и с антиблокировочной системой тормозов (точнее сразу с ABS/ESP/ASR) и системой Stop-Start.
Более того, управляющая электроника робота Easy-R (JS3) вполне может называться интеллектуальной, ведь она следит и за целым перечнем других нюансов. Например, не даст водителю перекрутить двигатель выше предельных оборотов, защитит коробку от некорректно выбранного режима, убережет шины от пробуксовки и преждевременного износа.
Для точной реакции на желания водителя блок управления следит даже за темпераментом, с которым драйвер управляет машиной, принимая данные о скорости нажатия на педаль акселератора и тормоза.
За надлежащую динамику отвечает режим «кикдаун», как у классических гидромеханических трансмиссий: достаточно прижать, отпустить и снова нажать акселератор, как коробка поймет ваше желание и сразу переключится на одну-две ступени вниз, чтобы сделать разгон максимально эффективным. Еще одна полезная функция робота Easy-R (JS3), недоступная для владельцев машин с механикой, – помощь в случаях, когда авто трогается на подъем (Hill Start Assist). Робот позволил легко использовать систему: крепко прижав тормозную педаль, нужно сразу перенести ногу на акселератор и поддать газу. Проворный электронный ассистент не даст машине откатиться, автомобиль плавно и уверенно тронется в гору.
Кто здесь?
Роботизированные коробки передач (еще их называют автоматизированными) получили название благодаря своей конструктивной особенности. Строго говоря, это обычная механическая трансмиссия – с ручной коробкой передач и привычным однодисковым сцеплением. Только рычаг коробки и педаль сцепления вместо водителя передвигает электромеханическое (или гидравлическое) устройство – робот.
Его приводами командует электроника, что сама определяет, когда нужно сменить передачу, при каких оборотах двигателя это сделать, как быстро отпускать сцепление и т.п. Для этого электронный мозг использует информацию нескольких датчиков. Могут учитываться до десятка факторов, вплоть до скорости нажатия на педаль акселератора. К врожденным недостаткам роботов относят задумчивость при переключениях в определенных условиях.
Достоинств неизмеримо больше: это и дешевизна по отношению к любому другому виду автоматической трансмиссии, и аппетит двигателя как минимум на уровне обычной механики или ниже, продление ресурса трансмиссии и двигателя благодаря корректным переключениям, наконец, доступный сервис и ремонт. Интересно, но суперсложные преселективные коробки передач с двойным сцеплением (EDC, DSG, PDK) тоже полноправно называют роботами, поскольку, по сути, они тоже являются механикой с пристроенными к кулисе и сцеплениям сервоприводами.