Тест-драйв Citroёn Berlingo Venturi. Электрический эксклюзив
Если углубиться в историю автомобилестроения, то можно заметить, что на разных ее этапах выпускались электромобили, которые существенно отличались уровнем используемых технологий и типом аккумуляторных батарей. Один из таких экземпляров мы протестировали.
Citroёn Berlingo Venturi – это изделие небольшой французской автомобилестроительной компании Venturi Automobiles, которая вооружила Citroёn Berlingo электрической силовой установкой с уникальной аккумуляторной батареей. Она вовсе не никель-кадмиевая (как на гибридных Toyota или Lexus) или литий-ионная (как на современных электромобилях Nissan Leaf или Tesla Model S), а натрий никель-хлоридная. Рабочая температура такой батареи составляет 270–350°С.
Этот электромобиль попал в Украину из Швейцарии, где он был на службе одной компании. Его пробег на момент доставки в нашу страну составлял всего 2 тыс. км.
Удобство зарядки
Удобство зарядки такого электромобиля – отдельная тема для разговора. В комплект зарядки входит шнур с обычной двухконтактной вилкой с заземлением. Это удобно, так как можно подключиться к зарядке, находясь возле дома или офиса. Но с такой вилкой нельзя подключиться к зарядным станциям электромобилей на парковках супермаркетов или автозаправочных комплексов.
Кроме того, есть свои нюансы и при подключении к бытовой сети. Электроника Berlingo Venturi позволяет подзаряжать батарею в трех режимах – токами 16, 10 или 7 ампер. Для условно быстрой зарядки, конечно же, нужно установить режим 16 А. Но для этого следует быть уверенным, что бытовая сеть и переноска-удлинитель выдержат такой ток. Мы, например, использовали 50-метровый удлинитель, который выдерживает ток 16 А (указано на катушке удлинителя), но при этом провод должен быть полностью размотан. Изначально мы об этом не знали, поэтому после одной ночной зарядки на 16 А катушку слегка повело. Кроме того, нужно быть уверенным в хорошей токопроводимости и в розетках и домашней проводке. Если вы не уверены в них, после подключения к сети через минут 15-30 следует попробовать степень нагрева розетки. Если она греется, то лучше переключить машину на режим зарядки при меньших токах (10А или 8А).
Стоит отметить, что данный тип батарей (натрий никель-хлоридная) отличается повышенным внутренним сопротивлением, поэтому зарядка такого электромобиля даже в режиме 16 А занимает до 8 часов. Варианта ускоренной зарядки для данной батареи не существует по той же причине.
Индикатор степени зарядки батареи выводится на дисплей центральной консоли. Полного заряда хватает на 120 км.
Кстати, кабину водителя здесь обогревает автономный бензиновый отопитель Webasto.
Ходовые качества
В движении Citroёn Berlingo Venturi далек от нынешних электромобилей Nissan Leaf, BMW i3 или Tesla Model S с их отменной динамикой разгона. В отличие от них, Berlingo Venturi разгоняется до 60 км/ч за целых 13 с, а сотню набирает за бесконечные 99 с! Более того, 110 км/ч для этого электромобиля – максимальная скорость. Впрочем, для городского развозного фургона большего и не нужно. Рулевой механизм здесь с электроусилителем и с приличным передаточным числом, поэтому руль очень легкий, а его ход от одного крайнего положения до другого составляет три с половиной оборота.
Но такие динамические характеристики очень на руку владельцам предприятий. Даже очень активный наемный водитель на такой машине не будет склонен к агрессивной езде, которая приводит как к повышению вероятности попадания в ДТП, так и снижению ресурса узлов и деталей ходовой части автомобиля.
Подвеска в Citroёn Berlingo Venturi не просто комфортная, а очень комфортная. С одной стороны, по нашим разбитым дорогам на такой машине ездить действительно комфортно. Но нужно постоянно контролировать рельеф дороги и продольную раскачку автомобиля, чтобы не плюхнуться брюхом об асфальт. Дело в том, что дорожный просвет в районе передней оси составляет всего 13 см, а нижняя точка – это корпус модуля с силовой установкой и аккумуляторной батареей.
Незнакомые АКБ
Натрий никель-хлоридные аккумуляторы, получившие название ZEBRA, были созданы для потребностей электротранспорта в конце 1980-х годов. Их основной производитель – швейцарская компания MES DEA. В таких аккумуляторах используются дешевые составляющие – расплавленный натрий, хлорид никеля (II), керамический твердый электролит и расплавленный аллюмохлорид натрия (NaAlCl4) в качестве жидкого электролита. Для работы необходимо поддерживать внутреннюю температуру на уровне 270-350°C. Поэтому в составе аккумуляторных батарей ZEBRA есть нагреватель, воздушный охладитель. Они упакованы в стальной двухстенный высокопрочный термоизолирующий корпус, между стенками которого имеется вакуумная прослойка. Система управления батареей поддерживает ее внутреннее состояние на оптимальном уровне, автоматически отключает питание при отсутствии нагрузки и в критических ситуациях (имеется встроенный датчик крушения).
Благодаря тому, что твердый электролит, разделяющий анод и катод, является изолятором, у батарей ZEBRA нулевой уровень саморазряда. На поддержание рабочей температуры натрий никель-хлоридного аккумулятора Z5C контроллеру необходимо тратить от 100 до 120 Вт энергии, что приводит полностью заряженный аккумулятор к полному разряду за неделю.
Недостаток аккумулятора ZEBRA – высокая температура – в случае с электромобилем может служить также и преимуществом. При нагрузке выделяется дополнительно до 10% тепловой энергии от потребляемой мощности, что для зимних условий означает до 600-1000 Вт тепла для малого электромобиля и не влияет на дальность пробега. Те же 100 Вт тепла при стоянке обеспечат минимальный обогрев сидений и салона в зимних условиях.
Преимущества | Недостатки |
• Высокая удельная емкость, сравнимая с литий-ионными аккумуляторами. • Низкая стоимость и широкая доступность основных материалов аккумулятора. • Большое время жизни аккумулятора – свыше 1000 полных циклов заряда/разряда и свыше 7 лет активной эксплуатации. • Высокая толерантность к выходу из строя отдельных аккумуляторных элементов в батарее (из-за очень низкого сопротивления вышедшего из строя элемента батарея безболезненно выдерживает до 5% потерь). • Большой вольтаж (278,6 В или 557 В для Z5C ZEBRA батареи) . • Высокая безопасность, проверенная в краш-тестах. • Отсутствие необходимости в дополнительном обогревателе в зимних условиях. • Высокая экологическая безопасность – основные компоненты натрий никель-хлоридных аккумуляторов экологически инертны. | • Низкая энергоотдача. • Необходимость поддержания высокой рабочей температуры внутри батареи (250-270° С) диктует высокий расход энергии. • Для разогрева холодной батареи и приведения ее в рабочее состояние необходимо не менее суток. • Аккумуляторы ZEBRA выдерживают не более 50 циклов нагрева/охлаждения. • Большая стоимость батарей.
|
Итог
Исходя из большого разнообразия электромобилей и их АКБ, перед покупкой незнакомого экземпляра следует учесть несколько нюансов. Во-первых, надо найти удобное место для зарядки электромобиля. Во-вторых, выбрать СТО, где смогут качественно обслуживать и ремонтировать вашу машину. В-третьих, подсчитать, хватит ли вам запаса хода заряженного электромобиля на день эксплуатации.
Фото автора