Гадание на нефтяной гуще. Почему АЗС не продают бензин по «справедливым» ценам
Вторая часть из серии, что было и будет с ценами на бензин.
Ну, строго говоря, что точно будет – знает лишь Создатель, хотя мне иногда кажется, что даже и у него с этим возникают затруднения, потому что заранее оценить последствия такого метода правления, который демонстрирует власть псевдо-демократов, вообще невозможно. Мы же с вами можем лишь попытаться уяснить, чего же стоит ожидать нам, потребителям продукции не нашей нефтеперерабатывающей промышленности в новом году, анализируя доступную всем информацию.
Сначала я подготовил детальный экономический анализ всех предпосылок в ценообразовании (с цифрами, расчетами и прогнозами), но, перечитав потом эту всю «бухгалтерию», пришел к выводу, что «грузить» читателя подобными математическими выкладками – занятие столь же малоинформативное, сколь и утомительное, особенно – в период постпраздничного синдрома. Попробую то же самое изложить общедоступным языком текстового формата.
Итак, розничная цена для конечного потребителя состоит из трех основных частей: мировая цена на нефтепродукты (не на нефть, как это многим кажется!), налогов и собственных затрат на логистику и содержание розничной сети, уровень которых сильно зависит от стоимости национальной валюты.
Начнем с первого фактора : мировых цен на нефтепродукты. Как было уже сказано в начале, наш рынок в основном наполняется по импорту, как бы это не было противно всем окружающим. Так уж получилось, что почти всю собственную нефтепереработку мы с вами успешно «угробили» в процессе т.н. «прихватизации» конца 90-х, за исключением одного Кременчугского НПЗ, позднее все же присвоенном одним из нынешних олигархов.
По этому поводу, в последнее время обществу начинают «втирать» о мифической дешевизне нефтепродуктов собственного производства из импортируемой нефти. Эту сказочку сильно подогревают проплаченные публикации мнений «авторитетных», ни одного дня не работавших в отрасли «экспертов». Очередной миф, основная задача которого – привлечь к себе потребителя не качеством топлива или услуг, а откровенной ложью и подменой понятий, к которым мы так уже привыкли за последние годы!
А теперь, внимание – правильный ответ: никогда слабо модернизированный НПЗ не сможет конкурировать на равных с высокотехнологичными и глубоко модернизированными НПЗ Беларуси и Европы! Цена ресурса (нефти) для всех одинакова, а средняя глубина переработки на единственно работающем Кременчугском НПЗ (он же ПАО «УКРТАТНАФТА») не превышает 73,6% против 96% на упомянутых выше НПЗ. Технологические же ухищрения, типа вовлечения в процессинг вакуумного газойля свыше 20% от объема сырья может дать лишь временный эффект, но без глубокой модернизации перескочить рубеж 86,6%, все равно не получится.
Кроме этого, всегда цены на нефтепродукты отечественного производства формировались по «импортному паритету». Проще говоря, устанавливались на уровне стоимости импортного аналога, прошедшего таможенную очистку. Тот факт, что цены в некоторых сетях держат чуть ниже брендовых АЗС – это в большей степени предмет исследования Государственной фискальной службы, чем маркетинговых изысков менеджмента компаний.
Почти полная потеря Украиной собственной нефтепереработки имеет свои «плюсы» и свои «минусы». С одной стороны, это позволило нам соскочить с «нефтяной иглы» РФ, а с другой стороны – мы теперь вынужденно создаем прибавочную стоимость в странах-экспортерах нефтепродуктов. Положительным можем считать и то, что по импорту мы получаем действительно нефтепродукты европейского качества. Нефтепродуктов качества ниже стандарта Евро-IV там попросту не производят.
Цены нефтепродуктов там формирует Биржа и мы имеем «прозрачное» и одинаковое для всех ценообразование. Не скажу, что «справедливое», так как любая Биржа – это в том числе и различные факторы спекулятивного характера. Вместе с тем, существующие там тенденции повторяются из года в год с небольшими отклонениями, что позволяет хотя бы приблизительно прогнозировать ценовой уровень на будущие периоды. Это, безусловно, плюс!
К величайшему сожалению, этого нельзя сказать о втором и самом важном факторе, где уровень налогов (акциз) хотя и имеет относительно постоянную величину в Евро/на 1000 л, но оплата которого осуществляется (внимание!) по курсу НБУ на момент таможенной очистки. Этот неприятный момент влияет на розничные цены непосредственно и намного быстрее, чем изменение внешних цен: там пока купят, пока довезут, пока развезут по нефтебазам, пока доставят на АЗС – дней 20 пройдет, а валюту нужно покупать уже сегодня, максимум – на этой неделе!
Причем если курс начинает расти быстро, то не всегда получается за вырученные гривны от продажи нефтепродуктов приобрести достаточно валюты для покупки хотя бы того же количества бензина или дизтоплива, за продажу которого эти гривны и были выручены. Умные при этом закладывают возможные риски в уже существующую цену, остальные – пытаются «перекрыть» недоимку дополнительной наценкой при последующих продажах. Это обстоятельство усугубляется еще и тем, что прогнозировать политику НБУ (о существовании которой у меня есть обоснованные сомнения) даже на ближайшее будущее – дело безнадежное.
Несмотря на все это, торговать все же нужно, причем, желательно еще и получить хоть какую-то прибыль на АЗС. Да, уважаемые друзья-читатели, ПРИБЫЛЬ, потому как торговля нефтепродуктами – это все-таки бизнес, а не благотворительность. А бизнес только тогда может выжить, когда он, как минимум, безубыточен, а как максимум – инвестиционно привлекателен, т.е. позволяет не только покрывать все издержки на его организацию, но и развиваться. Можно, конечно, поторговать и в убыток, но вряд ли продолжительное время.
Именно поэтому, я, будучи главой профильной Ассоциации, неоднократно предлагал людям, которым не давали спокойно спать «сверхприбыли» владельцев АЗС, взять в аренду пару-тройку АЗС и поторговать там какое-то время по кажущимся им «справедливым» ценам. Могу с точностью плюс-минус 1 месяц спрогнозировать, когда такой «бизнесмен» будет вынужден заложить в банк собственную квартиру, сдать в ломбард шубу жены и, заодно, продать дом тещи с автомобилем тестя (если он у него есть).
Кто уже устал от моего «разглагольствования по поводу» – может этим и ограничиться: учитывая все, вышеизложенное, у меня нет позитивных новостей на ближайшее будущее касательно ценовой ситуации на рынке, так что, скорее всего, никаких низких цен на нефтепродукты в обозримом будущем не предвидится. Это, практически, все, что вам надлежит знать на ближайшее будущее. Тогда, самое время вспомнить мудрые слова лидера мирового финансового рынка Джона Рокфеллера : «Не бойтесь больших расходов, бойтесь маленьких доходов» и озаботиться поиском дополнительных заработков или более высокооплачиваемой работы. С остальными же мы завтра углубимся во «внутреннюю кухню» операторов рынка, и таки попробуем поискать толику оптимизма в главе «Чем сердце успокоится».