Когда можно будет купить беспилотный автомобиль
Появления на дорогах автомобилей, управляемых компьютерами, можно ожидать уже через 4 года – то есть в 2020 году. Об этом «Автоцентру» рассказал Реми Бастьян, менеджер по перспективным автономным транспортным средствам концерна Renault в ходе визита в технический центр компании недалеко от Парижа.
По мнению исследователей, передача управления автомобилем от человека к компьютеру принесет массу пользы для людей. Во-первых, компьютер управляет автомобилем гораздо безопаснее, чем человек. От не может отвлечься, заснуть, у него не бывает плохого настроения или недостатка опыта вождения. О том, что компьютер может «глюкнуть» или «зависнуть», адепты беспилотников умалчивают. Зато они утверждают, что компьютер на 90% безопаснее водит, чем живой человек. А значит, у пассажиров меньше шансов погибнуть или пострадать в ДТП. Единственный минус автономного вождения – человек уже не сможет получать удовольствие от вождения.
На чем основывается утверждение о безопасности автономных автомобилей? Оказывается, в процессе принятия решение о действии в критической ситуации существует 4 главных этапа. Первый – обнаружение опасности, например, переходящих дорогу людей. Второй – оценка ситуации, включая анализ возможных путей решении. Следующий этап – физическая реакция на органы управления – поворот руля или удар по педали тормоза. Ну и заключающая фаза – совершение маневра автомобиля. Все эти этапы требует времени, а компьютер может выполнить все эти фазы в 10-1000 раз быстрее, чем человек.
Еще одно преимущество использование автономных автомобилей – человек может расслабиться, не получать стресс от пробок и сложных дорожных ситуаций и заняться в дороге чем-то полезным – например, почитать или посмотреть фильм, заняться самообучением.
Renault уже сейчас тестирует беспилотные технологии на дорогах Франции, а автономный Espace был продемонстрирован европейским премьер-министрам на саммите в Амстердаме в апреле 2016 года. Эта машина уже сейчас может самостоятельно ускоряться и замедляться, поддерживать скорость, поворачивать в нужном направлении по навигации и менять при необходимости рядность.
Но на пути повсеместного использование беспилотников пока что стоит… законодательство. Согласно общемировой Женевской конвенции о дорожном движении и правовой системе большинства стран мира, автомобиль – повышенное средство опасности, и нести ответственность за него должен только человек, который им управляет. Таким образом, нынешние системы помощи водителю, которые предполагают полное исключение водителя из процесса вождения, пока находятся вне закона. Но создатели беспилотников надеются, что к 2020 году эта проблема будет развязана.
Всего в процессе перехода управления автомобилем от человека к роботу исследователи насчитывают 5 уровней. Два первых (вместе с нулевым, в котором водитель управляет без помощи электроники), когда человеку помогает электроника в разных критических ситуациях, вполне легальны. Остальные – требуют усовершенствования законодательства.
Еще одна сложность для автономных автомобилей – дороги. Чтобы компьютер точно знал, куда направлять автомобиль, можно ли объехать препятствие и т.д. в его памяти должна быть записана вся информация о дороге, на которой едет автомобиль. По сути это как карта в навигации, только более подробна и точная. Такие дорогие должны быть сертифицированы производителем беспилотников (или его партнером, например корпорацией Google). И если что-на дороге изменится (ремонтные работы, разметка, дорожный знак), то эта информация должна быть внесена во все компьютеры беспилотных автомобилей, которые ездят по ней.
Часть дорог Франции, например, уже внесены в память беспилотников. Еще 40 дорог будут оцифрованы до 2020 года. В Швеции часть основных автомагистралей сертифицируют для беспилотников до 2018 года, в Южной Корее до 2021 года внесут в память 6 основных автомагистралей. Именно по ним смогут ездить беспилотные автомобили полностью без помощи и контроля человека.
Впрочем, в данной сертификации дорог речь идет о крупнейших автомагистралях самых развитых стран мира. Малые дороги внесут еще не скоро. Таким образом понятно, что до Украины данная технология дойдет лет эдак через надцать. По крайней после того, как наши дороги станут хоть немного похожими на европейские.