Автомобильный кондиционер и климат-контроль. В чем разница?
«Автоцентр» решил провести небольшой ликбез, объяснив разницу между кондиционером и климат-контролем.
Для начала – об автомобильном кондиционере. Первые машины с кондиционерами появились еще в 40-х годах прошлого века. Сама по себе технология не такая и сложная. В ее основе лежат процессы испарения и конденсации.
Хладагент (больше известный, как фреон) сжимается под высоким давлением с помощью специального компрессора и направляется в конденсор. Конденсор – теплообменное устройство, в котором хладагент переходит в жидкое состояние. Как правило, конденсор расположен возле радиатора автомобиля и охлаждается потоком воздуха.
Жидкость по трубопроводу перетекает в осушитель, где удаляется часть влаги. Следующие звено – испаритель. Туда фреон поступает через специальный расширительный клапан. Хладагент снова переходит в газообразное состояние.
Испаритель кондиционера также работает, как теплообменник. Он охлаждает проходящий через него воздух. Затем этот воздух нагнетается вентилятором в салон автомобиля. А хладагент снова направляется в компрессор.
Но автомобильный кондиционер имеет существенный недостаток. Температуру воздуха нельзя отрегулировать, поэтому настраивать интенсивность работы кондиционера приходится вручную.
Вот почему появился климат-контроль. Он позволяет настроить температуру нагнетаемого воздуха с точностью до полградуса. Для этого установлен специальный электронный контроллер.
Электроника измеряет температуру и влажность в салоне автомобиля. В зависимости от них контролер регулирует скорость вентилятора. Также электронный блок управления управляет системой отопления. В холодную погоду он позволяет прогреть салон до нужной температуры. Это важное отличие климат-контроля от кондиционера, который только охлаждает.
Таким образом потоки холодного и теплого воздуха варьируются и удерживает постоянную температуру салона. Грубо говоря, климат-контроль – это автоматизированный кондиционер, работающий в паре с печкой.
Современные системы климат-контроля могут быть раздельными. Они отдельно регулируют температуру для водителя и пассажиров.
Более продвинутые контроллеры климат-контроля дополнены светосенсорами. Они измеряют интенсивность солнечных лучей. При ярком свете солнца вентилятор кондиционера начинает работать активнее.
Конечно, и кондиционер, и климат-контроль дополнены фильтром салона. Кроме того, современные климатические установки могут иметь функцию ионизации воздуха. Ионизатор очистит салон автомобиля от частиц пыли и копоти, а также обогащает его полезными для человека веществами.
В некоторых автомобилях, вроде Mercedes-Benz S-Class, предусмотрен даже встроенный распылитель духов. А Infiniti предлагают функцию Forest Air, имитирующую лесной воздух, и позволяющую изменять влажность в салоне.
Электромобиль Tesla Model X получил особо мощные фильтры салона. Они призваны обеспечить защиту от химического и бактериологического оружия. Воздух в салоне электрокара очищается за 2 минуты после активации функции.
Как автомобильный кондиционер, так и климат-контроль нуждаются в регулярной смене фреона и салонного фильтра. Не лишней будет и периодическая чистка системы кондиционирования.