Бориспольский «мультикар
Предприятие «БАЗ» в пгт Пролиски возле Борисполя известно своими автобусами малого класса «Эталон». А скоро здесь будет налажен выпуск и другой транспортной техники самого различного назначения. |
Одна из интересных перспективных
моделей Бориспольского автозавода – модель БАЗ-3340, получившая поэтическое
название «Терен» («Терн»). Эта машина редкого даже для Западной Европы
типа – шасси технологического назначения. Нечто вроде широко известного
немецкого автомобиля Multicar. Оно предназначено для создания на его базе
специальных и специализированных автомобилей, которые могут применяться
коммунальными службами, в фермерских хозяйствах, строительных организациях,
дорожно-ремонтных предприятиях и т. д. В Европе на подобных машинах используется
свыше двухсот наименований различного навесного оборудования. Для работы
с ним на шасси монтируется специальная гидравлическая система, а также
предусматривается устройство для механического отбора мощности.
Нужно сказать, что подобные автомобили достаточно дороги: например, Multicar
без навесного оборудования стоит порядка 70 тыс. у. е. Бориспольская же
модель будет значительно дешевле. Дело в том, что около 80% компонентов
машины намечено производить в Украине.
Раму и кабину на «БАЗе» сделали сами. Мосты, кстати, оба ведущие, позаимствованы
у прошедшего испытания временем «УАЗика». Достаточно сложно было определиться
с силовым агрегатом. В принципе, здесь нужен дизель. Но, к сожалению,
в Украине подходящего нет: производимый на запорожском предприятии «Мотор-Сич»
двигатель Iveco – великоват. Пытались позаимствовать дизельный мотор в
Харькове на заводе им. Малышева – 4ДТНА, но увы… Поэтому для начала
машину оснастили обыкновенным бензиновым мотором ЗМЗ-4021 мощностью 90
л. с., хотя в дальнейшем можно будет поставить дизелек на 40 – 50 л. с.
(например, итальянский Lombardini или польский Andoria), чтобы расход
топлива был минимальный.
Для шасси предусмотрено самое разнообразное навесное оборудование. Например,
спереди можно установить отвал-снегоочиститель или щетку для чистки тротуаров,
а сзади – 18-метровую телескопическую вышку для выполнения различных коммунальных
и монтажных работ.
Кто же будет изготавливать гидравлическое оборудование? Конечно, его
можно закупать за рубежом (что довольно дорого). Но есть и другой выход:
все те компоненты гидравлики, которые можно сделать в Украине, а их немало,
будут изготовлены именно здесь, и только незначительную часть деталей
можно приобрести за границей. Все это еще предстоит сделать.
Бориспольский «мультикар» существует пока в единственном экземпляре.
Будет ли легким путь у машины к серийному производству? Нет, очевидно,
«Терен» ожидает довольно тернистый путь, но на предприятии надеются, что
он будет успешным. Как говорится, через тернии – к звездам!
БАЗ-3340 «Терен» |
|