Были такие машины…
Чернигов – старинный, красивый город с богатой историей, который имеет непосредственное отношение и к автомобилестроению. Небольшое предприятие, которое изготавливало спецтехнику для киностудий бывшего Советского Союза, внесло свою лепту в развитие автопрома. Кроме специальных киносъемочных машин и известных автобусов АСЧ на шасси ГАЗ-53А, предприятие выпускало и другую автотехнику. |
Черниговские малыши
В начале 70-х годов прошлого века Черниговский производственный комбинат
(ЧПК), ютившийся на небольшой площади, осваивает выпуск микроавтобусов
на шасси УАЗ-452Д. В качестве образца на завод прибыла документация на
автомобиль ЛЭК-452, который выпускали на Львовском экспериментальном комбинате.
Освоив все тонкости техпроцесса по сборке таких машин, ЧПК начинает их
производство.
Нужно добавить, что на предприятии активно проводились работы и по созданию
своих образцов техники. Так, на базе УАЗ-452В был построен опытный микроавтобус
на 11 посадочных мест, внешне напоминавший своих старших братьев – АСЧ-03,
однако в серию он не пошел.
К 1973 году ежемесячный выпуск микроавтобусов на базе УАЗ-452Д составлял
40 машин. За годы производства машина подверглась модернизации. В частности,
горловина бензобака стала закрываться лючком, задняя стенка кузова получила
широкое трапециевидное стекло, был обновлен салон. Микроавтобусы получили
собственное название – «Десна».
В серии появились модификации, специально разработанные для небольших
кино-телебригад. Отличительной особенностью этого варианта стало наличие
грузового отсека в корме машины. В нем были сделаны специальные полки
для хранения аппаратуры. Задняя стенка кузова получила одностворчатую
дверь. Затем появились грузовой и пассажирский варианты автомобиля.
В 1976 году предприятию было присвоено новое имя – «Укркинотехпром».
А вскоре завод получил задание разработать на шасси ЕрАЗ-762 автомобиль
для перевозки в городских условиях телевизионных съемочных групп. В результате
была изготовлена небольшая партия грузопассажирских автомобилей ЧПК-762.
Микроавтобусы стали пользоваться большим спросом. Различные ведомства
заказывали эти машины для своих нужд. Так, специально для военных и по
их документации было создано два пиротехнических автомобиля. Для ГАИ было
изготовлено 5 оперативных автомобилей АДТП с выдвижной телескопической
вышкой, на вершине которой располагались два мощных прожектора.
Основные потребители черниговского завода – «киношники», также стали
получать обновленную технику. Так, изменилась внешность машин, в частности,
уровень крыши был приподнят более чем на 50 см. Автомобиль киносъемочный
малогабаритный АКСМ.01-452Д имел высоту 2360 мм и вмещал 7 человек вместе
с аппаратурой.
Новый статус
В 1989 году предприятию было присвоено другое имя – «Черниговский завод
спецавтотранспорта» (ЧЗСА). Новый статус позволил заводу расширить круг
потребителей. Микроавтобусы в различных вариантах исполнения изготавливались
по требованиям заказчиков. Одновременно проводились работы по созданию
новых, конкурентоспособных образцов техники.
Однако в условиях современного рынка использование морально устаревших
шасси было нерентабельным. Наиболее подходящей машиной, которую можно
было использовать как базу для собственных разработок, стала горьковская
«Газель». В результате в 90-х годах появилась новая модель микроавтобуса
– ЧЗСА-02.МТ-3302 «Десна-2П». По сравнению с российской моделью – пассажирским
вариантом «Газели» ГАЗ-3231 – черниговский микроавтобус получил более
высокую крышу и увеличенную площадь остекления. Теперь пассажиры могли
без труда стоять в полный рост. Изменилась и конструкция входной двери
пассажирского салона: вместо привычной сдвижной была установлена классическая
распашная.
Микроавтобусы первого выпуска сразу же попали на маршрут. А спустя некоторое
время были выявлены все «сырые» места конструкции. И из заводских ворот
стали выезжать доработанные микроавтобусы. Машины получили еще большее
остекленение и двухстворчатую заднюю дверь.
В 2000 году, после введения в Украине обязательной сертификации микроавтобусов,
их производство в Чернигове, к сожалению, было прекращено.
«Вахтовки» и фургоны
В конце 80-х ЧЗСА разработал и изготовил первые вахтовые автомобили.
Такие машины стали пользоваться большим спросом, ибо их стоимость была
намного ниже цены автобусов. Сначала это были ЧПК-3902 на шасси ГАЗ-53-12,
ГАЗ-3307 и ГАЗ-66. Все они имели унифицированные кузова, в которых в два
ряда размещались сиденья на 19 пассажиров. С 1989 года название автомобилей
изменилось. Они стали называться ЧЗСА-05П-53, ЧЗСА-05П-66 – и так далее,
в зависимости от шасси. Грузопассажирские варианты обозначались как ЧЗСА-05ГП,
плюс марка базовой машины.
В 1999 году было выпущено три партии «вахтовок» ЧЗСА-05П-4320 на шасси
полноприводного «Урал-4320». Этот автомобиль превзошел российский аналог
производства нефтекамского завода. У черниговской машины был усилен и
не прогибался пол, каркас кузова стал намного прочнее, а удачная форма
крыши исключала затекание воды в салон. Подобный же кузов впоследствии
стали устанавливать и на шасси КамАЗ-43105, при этом количество пассажиров
увеличилось с 24 до 28.
В Чернигове была разработана и выпущена одна из самых маленьких вахтовых
машин – 15-местная ЧЗСА-05П-3302 на шасси «Газели» ГАЗ-3302.
Еще одним направлением в деятельности предприятия был выпуск грузовых
фургонов, в том числе изотермических. Они создавались на шасси популярных
ЗИЛ-5301 «Бычок» (например, фургон для перевозки чулочно-носочных изделий
– см. фото в заголовке), ГАЗ-3302 «Газель» и др. Фургоны ЧЗСА получили
распространение не только в пределах Украины, но и соседней Молдавии.
Но производство техники в небольших объемах оказалось нерентабельным и
в 2000 году прекратилось вовсе.