Можно ли поставить ГБО на роторный мотор Mazda
На нынешнем этапе развития специализированных СТО по установке газобаллонного оборудования некоторые из них достигли таких высот, что могут установить ГБО там, где оно и не снилось. Так, специалисты столичной компании «Мотор-Газ» уже довели методику установки газобаллонного оборудования до уровня монтажа на автомобили с роторно-поршневыми моторами (РПД) Mazda RX-8.
Это купе благодаря своему нестандартному роторно-поршневому двигателю всегда выделялось на фоне конкурентов, вот только высокооборотистый и мощный двигатель отличался высоким расходом топлива и небольшим ресурсом, о чем знают все поклонники моделей этого класса. Но так как в нашей стране довольно высокий инженерный потенциал, нашелся мастер, который взялся устранить этот недостаток. Им оказался Андрей Стецовский из Одессы, который уже более 10 лет занимается ремонтом роторно-поршневых двигателей и знаком со всеми их недостатками.
Решением проблемы перерасхода газа уже не одно десятилетие была установка газобаллонного оборудования на автомобиль, но в данном случае возникли новые трудности – в Украине никто не имел опыта переоборудования роторно-поршневых моторов для работы на сжиженном газе. Согласие на участие в эксперименте дала только столичная компания «Мотор-Газ», которая имеет огромный опыт установки ГБО и где есть специалисты, знающие, как функционирует любой двигатель внутреннего сгорания.
По словам ее директора Романа Матвеева, этот тип мотора на каждую секцию имеет по три бензиновых форсунки, и алгоритм их работы на разных режимах разный. Так, в слабо нагруженных режимах могут работать только две форсунки, а одна отдыхает. Когда нужна полная отдача силового агрегата, подключается третья форсунка. Ввиду этого было принято решение установить итальянский блок управления A.E.B., который предоставляет широкие возможности по настройке ГБО. Чтобы система надежно работала, были взяты два фильтра паровой фракции Ultra 360° с фильтром остойником, шесть форсунок Barracuda, штуцеры которых врезали во впускной коллектор в непосредственной близости к бензиновым форсункам. А для эффективной бесперебойной подачи газа в высокопроизводительный мотор, который раскручивается до 10 000 оборотов, использовали итальянский газовый редуктор Romano, который рассчитан для моторов мощностью до 360 л.с.
На установку ГБО ушло три дня, и еще один день – на высокоточную настройку, которая осуществлялась как стационарно в боксе, так и в движении – на барабанном стенде и на трассе в разных режимах езды.
Время монтажа оказалось больше, чем обычно, из-за необходимости демонтажа двигателя с автомобиля.
Стоимость установки ГБО на Mazda RX-8 с роторно-поршневым мотором составила 37 500 грн., включая демонтаж/монтаж двигателя и впускного коллектора.
Эксперт
Андрей Стецовский
Специалист по роторным двигателям
Стаж работы с РПД – 11 лет
“Долгое время занимаясь ремонтом роторных двигателей и изучая причины их поломок, мы сделали вывод, что установка ГБО может способствовать увеличению ресурса роторного двигателя. Именно это предположение легло в основу решения установить ГБО. Никто из установщиков в Украине не хотел браться за этот эксперимент. И только специалисты компании «Мотор-Газ» не испугались и решили попробовать. Первый опыт установки ГБО на роторный двигатель был осуществлен в 2010 году. ГБО было установлено на мою Mazda RX-8 2007 года выпуска с автоматической коробкой передач и двигателем High Power в 210 л.с. Предварительные расчеты показывали, что работа на газе может повысить ресурс двигателя. Особенностью этого двигателя является впрыск масла в рабочую зону. При работе на бензине происходит частичное смывание масляной пленки, что приводит к ускоренному износу. При работе на газе масляная пленка не смывается и повышенного износа не наблюдается. Еще одним фактором в пользу установки ГБО явилось то, что у роторного двигателя отсутствует газораспределительный механизм и, соответственно, нет проблем с подгоранием клапанов, которого так боятся многие поршневые моторы.
При установке ГБО на двигатель High Power основной сложностью является снятие впускного коллектора – для этого необходимо снимать весь двигатель. На автомобилях Mazda RX-8 с мотором Standart Power такой проблемы нет – там коллектор снимается без демонтажа двигателя. В остальном никаких сложностей не возникает.
Расход газа возрастает на 10–15% относительно расхода бензина и составляет от 12 до 18 литров на 100 км. Баллон устанавливается в багажнике, в нишу между стойками подвески. Опыт эксплуатации ГБО на роторных двигателях подтвердил предварительные расчеты: ресурс мотора увеличивался, стабильность работы возросла, а масло оставалось чистым весь срок службы.”