Насколько эффективно заводское ГБО на ZAZ Vida
При проведении этого теста ZAZ Vida мы отошли от традиционной методики, а больше внимания уделили конструктивным особенностям заводского ГБО и сравнению работы двигателя на бензине и сжиженном газе. В последнем случае мы провели ряд испытаний: сравнили производительность газовых форсунок, тяговоскоростные характеристики на мощностном стенде и разгонную динамику в разных диапазонах скоростей и на разных передачах.
Комплект ГБО
ZAZ Vida на ЗАЗе оснастили комплектом газобаллонного оборудования, который раньше авторитетные установщики ГБО еще не встречали. В его основе базовый комплект газового оборудования известной итальянской компании BRC (без контроллера управления, ЭБУ) и оригинальной бинарной (т.е. двойной – для бензина и газа) системы управления. Последняя разработана специалистами ЗАЗа совместно с инженерами компании Gionix. В системе использованы газовый редуктор BRC, форсунки panjet, 43литровый торроидальный газовый баллон с мультиклапаном, фильтр паровой фракции газа Certools.
Двухтопливный ЭБУ Gionix, по информации специалистов ЗАЗа, имеет целый ряд преимуществ в сравнении с отдельным блоком ГБО. Вопервых, у него есть полный объем данных для точного расчета необходимого количества подаваемого газа. Вовторых, в него заложена детальная математическая модель параметров всех элементов систем впускавыпуска двигателя Vida и остальных компонентов. Это позволяет снять ограничения на длину трубопроводов подачи газа от форсунок к штуцерам во впускном коллекторе и обеспечить высокую точность дозировки топлива. Втретьих, здесь реализованы специальные алгоритмы учета особенностей газового топлива (вытеснение воздуха, теплообмены и др.). Кроме того, этот блок управления автоматически определяет тип используемого газа и изменение параметров рабочего процесса для каждого типа газа (летнийзимний газ, бытовой газ, отличающиеся соотношением пропанбутан). Установленный газовый редуктор BRC уже прошел в Украине длительную проверку временем и доказал, что может работать на сжиженном газе разного качества. Форсунки panjet отличаются тем, что поддаются регулировке производительности. Эту операцию необходимо периодически проводить при обслуживании ГБО, поскольку сжиженный газ на наших заправках не всегда чистый. Как утверждают специалисты ЗАЗа, за счет контроля новым ЭБУ тока потребления форсунок и соответственно снижения их нагрева долговечность форсунок будет увеличена.
Так как в ZAZ Vida использован торроидальный газовый баллон на месте запаски, большим плюсом стала замена полноценной запаски на компактную докатку.
Справка
Компания Gionix – украинский производитель блоков управления Gionix автомобильных двигателей, который первый в нашей стране запустил в серийное производство систему класса Евро 4 и Евро 5. Компания основана в 2007 году. Основной род ее деятельности – разработка и адаптация электронных блоков управления для автомобильной промышленности. Продукция Gionix с мая 2013 года поставляется на сборочный конвейер ПАТ «ЗАЗ».
Производительность форсунок
Производительность форсунок мы проверили у независимых установщиков ГБО – на СТО компании «МоторГаз», где есть специальный стенд. Результат показал, что три форсунки имеют одинаковую производительность и только одна в режиме высоких оборотов выдает немного завышенные порции топлива (см. график). Но по информации технического директора компании «МоторГаз» Саада Ткаченко, эта проблема не является критичной. При наличии специальных ключей производительность форсунки можно подрегулировать даже без ее демонтажа.
Производительность форсунок проверяли на специальном стенде, где контролируют объем прокачки углекислого газа через каждую форсунку при имитации работы мотора на разных оборотах.
Мощностной стенд
Для сравнения мощности и крутящего момента двигателя при его работе на бензине и сжиженном газе (пропанбутане) мы отправились на мощностной стенд VTech компании Carset, где тестируют машины до и после чиптюнинга. Поскольку корейский 1,5литровый агрегат создавался для работы на бензине, то и мощностные характеристики оказались лучше на этом топливе. Однако разница оказалась минимальной. Так, максимальный крутящий момент при работе мотора на газе (118,3 Нм/2885 об/мин) всего на 2 Нм меньше, чем на бензине (120,3 Нм/2987 об/мин). А максимальная мощность при оборотах коленвала двигателя около 5600 об/мин на газе была меньше, чем на бензине, всего на 4,3 лошадиные силы (69,9 против 74,2 л.с.). Стоит отметить, что полученные мощностные характеристики на бензине оказались заниженными в сравнении с данными автопроизводителя, что объясняется еще не завершенным процессом обкатки мотора.
Разгонная динамика
Разгонную динамику проверяли на четырех передачах в разных скоростных диапазонах (см. табл.). Как показали данные замеров, разница в разгонной динамике на разных передачах и в разных диапазонах скоростей варьируется от 0,2 до 0,4 секунды. Для восприятия человека эта различие неощутимо, поэтому можно поспорить с теми, кто утверждает, что на газе машина не тянет.
Окупаемость
Вопрос окупаемости ZAZ Vida с ГБО стоимостью 281 750 грн. в сравнении с Vida в такой же комлектации (Comfort) без газа вообще не должен возникать. При небольшой разнице в стоимости машин с ГБО и без модификация с газобаллонным оборудованием окупится очень скоро – за несколько месяцев. А за три года эксплуатации при сохранении нынешней цены на бензин и газ и ежемесячном пробеге около 2000 км владелец ZAZ Vida с ГБО сэкономит около 65 тысяч гривен. При расчете средняя стоимость бензина принята 20 грн. за литр, а сжиженного газа – 7,50 грн. за литр.
Расход газа: всего +12%
Расход топлива на ZAZ Vida с ГБО очень порадовал. Так, разница между потреблением бензина и сжиженного газа в смешанном цикле составила в среднем всего 0,7 л/100 км: на бензине 8,0/100 км и на газе 8,7 л/100 км. На трассе при разумном скоростном режиме (100–110 км/ч) расход топлива на газе составил 7,2 л/100 км, на бензине – 6,3 л/100 км, т.е. разница 0,9 л/100 км. В среднем разница составила около 12%. Для машины с ГБО это отличный результат, поскольку обычно увеличение расхода топлива в сторону газа составляет около 20%. Таким образом, с заводским ГБО ZAZ Vida предоставляет автовладельцу еще большую экономию. Чтобы ясно представить себе уровень экономичности, сделаем простенький расчет расходов на бензин и газ при пробеге 1000 км. Так вот, на газ вы потратите около 650 гривен, а на бензин – около 1600! Разница впечатляющая!
Вывод о ZAZ Vida с ГБО
ZAZ Vida с заводским ГБО оказалась очень интересной машиной. Двухтопливный ЭБУ двигателя обладает очень гибким алгоритмом работы с учетом показания многих датчиков, что положительно отражается на динамических характеристиках автомобиля и его экономичности. Важно и то, что на обнаруженные нами замечания инженеры ЗАЗа сразу же отреагировали и часть из них обязались устранить. Так, в ближайшее время пульт управления ГБО с индикатором количества газа в баллоне будет перемещен изпод руля на более видное место. Кроме того, изменят режим перехода на газ после заправки пустого баллона – сейчас это можно сделать только кнопкой, а в будущем это должно происходить автоматически. Хотя некоторые замечания, например размещение заправочного вентиля в очень загрязняемом месте – в бампере, за правым брызговиком, пока остались незамеченными. Но главное, что эта машина очень доступная, очень экономная и что она имеет заводскую гарантию.
Мнение
Саад Ткаченко
Технический директор компании «МоторГаз»
В целом в ZAZ Vida газобаллонное оборудование установлено хорошо. Весьма интересным оказался двухрежимный блок управления ГБО. Такие я встречал только у компании Bosch, а в этой машине стоит украинский ЭБУ, с которым я пока не знаком. Форсунки можно было бы поставить и с более стабильными характеристиками, не требующими регулировок. Самозажимные хомуты на трубопроводы системы установили практически везде, но в самом труднодоступном месте, за двигателем, стоят резьбовые хомуты, которые при перепадах температур могут требовать подтяжки.