Крайслера звали не Даймлер
Большинство наших современников воспринимают название DaimlerChrysler как единое целое. Пройдет еще с десяток лет, и люди будут думать, что Даймлер – это имя Крайслера…
Большинство наших современников воспринимают название DaimlerChrysler как единое целое. Пройдет еще с десяток лет, и люди будут думать, что Даймлер – это имя Крайслера… |
Уолтер Перси Крайслер родился 20 апреля 1875 года в городке Вомего, в центре аграрного Канзаса. Как и большинству мальчишек из небогатых семей, ему пришлось работать с раннего детства. Правда, первая зарплата юного обходчика железной дороги (11 долларов за 60 часов работы в неделю) пошла на возмещение убытков – Уолтер умудрился угнать мотодрезину и на переезде врезался на ней в подводу бакалейщика. После этого любознательного и сметливого паренька, явно неравнодушного к технике, перевели учеником слесаря в депо. Очень скоро к Уолтеру стали возить на ремонт мотоциклы и паровики из других штатов. Тогда же раскрылся еще один талант Крайслера – организаторский, благодаря которому экс-обходчик дослужился до поста генерального управляющего треста American Locomotive Co. Если учитывать, что контора была государственной (а американская бюрократия не слабее нашей), этот факт, согласитесь, заслуживает уважения.
Автомобильная стезя
Поменяв несколько мест работы, в возрасте 37 лет Крайслер оказался в набирающей обороты Buick. И история повторилась: за пять лет он прошел все ступени иерархической лестницы, вплоть до президентской. Дальше – больше: в 1919-м он стал правой рукой Уильяма Дюранта, отца-основателя GM. И самым высокооплачиваемым наемным рабочим в США – зарплата в $1 млн. и сейчас вдохновляет, тогда же это были просто сумасшедшие деньги.
Но сколотить капитал Крайслер не успел, подтвердив справедливость сразу двух пословиц: про большую рыбу в маленьком пруду и про двух медведей в одной берлоге. Пока Уолт поднимал Buick, Дюрант не ограничивал его в выборе средств. Став же вице-президентом GM, Крайслер то и дело попадал под прессинг хозяина, у которого было свое видение перспектив развития концерна.
Не GM единым
В 1920 году, приняв приглашение компании Willys-Overland, Уолтер стал ее вице-президентом. При нем дышавшая на ладан фирма не просто удержалась на плаву, а за три года твердо встала на ноги. Огромную роль в оздоровлении родоначальника джипов сыграли «три мушкетера» – инженеры Карл Брир, Фред Зедэр и Оуэн Скелтон, которых Крайслер переманил из Studebaker. В то время говорили, что это трио может сконструировать автомобиль за неделю. Новый работодатель, еще со времен работы на GM мечтавший о собственном деле, дал им год.
В 1923-м «спаситель» Buick и Willys-Overland за личные средства выкупил другого «вымирающего динозавра» американского рынка – компанию Maxwell Chalmers. Реорганизовав ее и переименовав в Chrysler, он запустил в серийное производство результат годичного добровольного заточения «мушкетеров» – семейство среднеразмерных седанов и фаэтонов Chrysler 70 Six.
Устройство машины было подчеркнуто традиционным, за исключением гидропривода тормозов и мотора с высокой для тех времен компрессией. Скромная 3,3-литровая «шестерка» благодаря головке блока системы Ricardo, обеспечивающей повышенную степень сжатия, развивала 75 л. с. На высшей, третьей передаче 1,2-тонный первенец разгонялся до 113 км/ч. При этом первый серийный автомобиль США с тормозами на всех колесах стоил недорого – $1395. Намеренно уйдя от революционных новинок, Уолтер уделил первостепенное внимание проработке всей конструкции, качеству сборки и… рекламе. Причем он часто фигурировал лично в рекламных публикациях.
То, что первый блин не оказался комом, подтвердили и «24 часа Ле Мана»: в 1926-м стандартный Six занял там сенсационное 4-е место. Еще более впечатляюще выглядели объемы продаж – если в первый год, параллельно с созданием собственной дилерской сети, было продано 32 тысячи «семидесятых» (оборот составил $50 млн. – феноменальное достижение для новичка), то в 1927-м – уже более 200 тыс. Немалую роль в увеличении продаж «семидесятки» сыграли две ее полярные версии: максимально упрощенная 4-цилиндровая Four и роскошная Imperial Six.
В погоне за GM
Уже с первенцем Chrysler вошел в тройку крупнейших автопроизводителей США, потеснив более двух десятков конкурентов!
Став на ноги, Крайслер по примеру GM и Ford занялся созданием собственной автомобильной империи. Но он не просто скупал более мелкие фирмы, а расставлял их строго по рыночным нишам и максимально стандартизировал выпускаемые ими модели. В 1928-м он спасает от банкротства (точнее, от неумелого управления) выпускавшую легковушки и грузовики Dodge. В том же году для конкуренции с массовыми Ford и Chevrolet создаются отделения Plimouth и De Soto. Вряд ли Крайслер подозревал, насколько дальновидным был этот шаг – во многом благодаря этим маркам молодая компания выдюжила во время Великой депрессии. Позже для соперничества с люкс-марками Lincoln и Cadillac основывается Imperial.
«Три мушкетера» не переставая внедряли технические новинки: подвеска мотора на сайлент-блоках, автоматические включаемые сцепление и дополнительная передача overdrive, синхронизированная и полуавтоматическая КПП. Одновременно концерн готовил прорыв – революционную модель Airflow с несущим кузовом, впервые разработанным по всем правилам аэродинамики. Благодаря обтекаемой форме, полученной после продувок в аэродинамической трубе, не самый мощный (97 л. с.) седан разгонялся до 145 км/ч. Из-за смещенного к передней оси мотора и пониженного (с помощью гипоидной передачи) карданного вала салон получился очень просторным, с низким ровным полом. В паре с независимой передней подвеской это делало Airflow одним из самых комфортабельных авто на рынке США. И снова очень доступным – цена в $1345 (еще дешевле, чем 70 Six) оказалась одной из самых низких в классе.
Увы, специфическая, подчиненная законам аэродинамики внешность явно опередила свое время и была признана покупателями уродливой. Малый сбыт Airflow (30673 штуки за 4 года) серьезно подорвал финансовое положение концерна, который на долгое время занялся выпуском машин с более традиционной внешностью и проверенной конструкцией. В чем и преуспел – к 1936 году, когда производственная линейка насчитывала пять базовых типов легковушек и три – грузовиков, доля концерна на внутреннем рынке выросла до 25%. Всего через 12 лет после основания Chrysler, в первый год деятельности занявший 24-е место по объемам выпуска, стал вторым по величине в мире, потеснив Ford Motor Со!
Впереди оставался только GM, с которым у Уолтера были давние счеты. Увы, до противостояния двух крупнейших автоконцернов планеты дело не дошло – в 1940 году Крайслера не стало. Его имя одним из первых занесено в Automotive Hall of Fame – Зал автомобильной славы.
Рецепт успеха от Уолтера Крайслера
Публицистическая деятельность Уолтера Крайслера была не столь продуктивна, как автопромышленная, зато не менее успешна. Свои мемуары он красноречиво назвал «Жизнь американского рабочего». Пережив четыре переиздания, книга для многих стала настольной, как и «Моя жизнь – мои достижения» Генри Форда.
Когда Крайслера спросили о секрете его успеха, он перечислил несколько привычных качеств (трудолюбие, энергичность), но в конце добавил, что настоящий успех заключается в энтузиазме.
«Да не просто энтузиазм, я бы назвал это возбуждением. Мне нравится, когда люди возбуждены. Когда они возбуждены, они возбуждают и клиентов, и мы делаем бизнес. Энтузиазм – одно из самых высокооплачиваемых качеств в мире, возможно потому, что это – одно из самых редких качеств и в то же время одно из самых заразительных. Если вы полны энтузиазма, ваш слушатель тоже наверняка проникнется им, даже если вы будете плохо излагать свои мысли. Без энтузиазма ваш разговор о продаже будет нужен, как прошлогодний снег.
Кроме того, я очень осторожно отношусь к критике подчиненных и придаю большое значение тому, чтобы дать человеку побудительный мотив к труду. Поэтому забочусь o том, чтобы найти то, что достойно похвалы, и питаю отвращение к выискиванию ошибок. Когда мне нравится что-нибудь, я искренен в своем одобрении и щедр на похвалу».