Тепловой удар: Тяжелый кулак солнца
Многие слышали о так называемых солнечном или тепловом ударах. Причем опасен не только «солнечный кулак», который валит с ног перегревшихся на пляже людей. Даже в закрытой от прямых лучей машине автомобилист может стать жертвой теплового «нокаута». Впрочем, спастись от него вполне по силам любому.
Многие слышали о так называемых солнечном или тепловом ударах. Причем опасен не только «солнечный кулак», который валит с ног перегревшихся на пляже людей. Даже в закрытой от прямых лучей машине автомобилист может стать жертвой теплового «нокаута». Впрочем, спастись от него вполне по силам любому. |
У солнечного и теплового ударов одна причина, общая клиническая картина и одинаковые последствия. И даже лечения они требуют одинакового. Разница лишь в том, что солнечного удара без непосредственного воздействия лучей ближайшей к нам звезды не бывает. От этой напасти может защитить навес или панама. А от теплового удара водителю порой сложнее уберечься, чем вольному пешеходу.
Тепловой удар – это болезненное состояние, реакция на переизбыток тепла. Обычно он возникает в период максимального действия тепловых факторов, но иногда наблюдается при выходе из зоны перегрева. В свое время тепловой удар был широко известен как «солдатская болезнь», особенно часто поражающая танкистов, водителей бронетехники и т. д. Ну как тут не провести аналогию с водителями автомобилей?
Потеть или париться?
Всем известна поговорка «пар костей не ломит». Однако избыток тепла может принести не меньше неприятностей, чем самый лютый мороз. Как ни странно, у человеческого организма куда больше механизмов защиты от холода, чем от жары. Охлаждаться же наше тело способно одним-единственным способом – испарением влаги с поверхности. Пока это ему удается, перегрева можно не опасаться. «Главный компьютер», отвечающий за адекватную реакцию организма на угрожающее количество тепла, находится в головном мозге. Он регулярно отслеживает температуру омывающей его крови и дает сигналы «испарителю» увеличить или уменьшить теплоотдачу, то есть количество пота.
Казалось бы, о чем тут задумываться? Потей себе да радуйся! Но стоит нашей «охлаждающей жидкости» выделиться в большем количестве, как она начинает собираться в капли и струйки, не успевая вовремя испаряться. Тонкие настройки «механизма самоохлаждения» сбиваются, и перегрев становится вполне реальной угрозой. В условиях же, когда теплоотдача затруднена (высокая влажность, неподвижность воздуха) либо теплопродукция повышена (физические нагрузки, усиленное питание, психическое напряжение), опасность возрастает во много раз. А в автомобиле перегреву способствует все: напряжение, которое испытывает водитель за рулем, синтетическое сиденье, мешающее теплоотдаче «с тыла», невозможность изменить положение тела. Плюс ко всему испарения нагретого асфальта, а также раскалившаяся машина, надежно защищающая от ветра.
Последствия перегрева
Принято различать три формы острого теплового удара: легкую, средней тяжести и тяжелую.
При легкой форме наблюдаются адинамия (нежелание и неспособность двигаться), головная боль, тошнота. Дыхание и пульс учащаются, зрачки расширяются. Человек, как правило, остается в сознании, хотя в глазах у него темнеет, а уши закладывает. Кожа влажная, температура остается нормальной (36,5-37°С). Первая и единственная помощь в этом случае – срочно вывести пострадавшего из «опасной зоны» туда, где есть тень и ветер, максимально освободить от одежды, обтереть лицо, шею и торс холодной водой. В этом случае симптомы гипертермии (это официальное «звание» недуга) быстро и полностью проходят, не оставляя о себе никаких воспоминаний.
При тепловом ударе средней тяжести все перечисленные симптомы выражены гораздо сильнее. Наблюдаются резкая адинамия, интенсивные тошнота и головная боль, рвота, оглушенность, неуверенность движений, периодические обмороки. Пульс и дыхание частые, кожа красная и потная, температура тела повышается до 39-40°С. Первая помощь включает в себя все, что уже было перечислено, плюс холодное питье и холодные компрессы на голову и шею (желательно пузырь со льдом). Не помешает охлаждающий компресс и туда, где крупные сосуды подходят близко к коже – на внутреннюю область коленных и локтевых суставов. Хорошо действуют похлопывания по груди и спине мокрым полотенцем, частое дополнительное опахивание пострадавшего. В медицинском учреждении назначают вдыхание кислорода, препараты для поддержания сердечной деятельности и регулировки кровяного давления, помещают пузыри со льдом в подмышечную и паховую области. Восстановление самочувствия происходит медленнее, чем при тепловом ударе легкой степени.
Самая опасная – третья, тяжелая степень. Развивается она быстро, иногда напоминая инсульт или эпилептический приступ (откуда, собственно, и сочное название «удар»). На первый план выходят симптомы поражения нервной системы – нарушения сознания вплоть до комы, судороги, иногда страшное возбуждение. Нередки такие явления как бред, галлюцинации. Дыхание становится очень частым, поверхностным и нерегулярным. Пульс учащается до 120 – 140 ударов в минуту и едва прощупывается, так он слаб. Лицо вначале краснеет, затем становится бледным, даже синюшным. Кожа сухая и горячая. Если есть пот, то липкий. Температура тела повышается до 41-42°С и выше. В организме происходят серьезные нарушения – сгущение крови, резкое нарушение функции почек, отек мозга и его оболочек, а также кровоизлияния во внутренние органы. Угроза для жизни колоссальная! К сожалению, тут с помощью подручных средств мало что можно сделать – пострадавшему требуется срочная реанимация. То есть, необходимо охладить его всеми доступными средствами, как и применить все, что вам известно о непрямом массаже сердца и искусственном дыхании. Но это делают в ожидании скорой помощи. Последствия теплового удара тяжелой степени малопредсказуемы. Это могут быть паралич, возникновение эпилептических припадков, нарушения психики и т. д. Примерно в 30% случаев все усилия врачей по спасению жизни пострадавшего оказываются тщетными.
Как уберечься
Последствия перегрева проще предупредить, чем лечить. Если в вашей машине есть кондиционер, им стоит пользоваться, пусть даже он прилично уменьшает мощность двигателя. В солнечные дни, когда температура воздуха достигает всего 24-25°С, внутри закрытой машины она может доходить до 35-36°С, а это уже чревато перегревом.
В случае, когда кондиционера нет, открывайте окна. Причем в жаркий день салон проветрится лучше, когда они опущены не все, а по диагонали – например, водительское и правое заднее. Водители, которые боятся сквозняков, могут открыть окно за собой плюс правое переднее. Полезно также использовать штатную вентиляцию салона – способствуя перемещению воздуха, она уменьшит опасность перегрева.
Если вам довелось долго простоять на жаре в пробке, не спешите с утроенным пылом мчаться дальше, даже если «поджимает» время. Особенно если вы изнервничались, сердце гудит, как кузнечный молот, и стучит в висках. Выбравшись «из плена», найдите тенистое место, пройдитесь, подышите. А еще лучше – выпейте холодненькой водички или кваску.
При звоне в ушах, пульсации в висках и легкой тошноте вообще не следует продолжать путь. Так зачастую проявляются первые признаки перегрева. Если проявить мужество и попытаться перетерпеть «противное» состояние, вы рискуете на мгновение «сомлеть» за рулем. Последствия этого могут быть самыми печальными. Помните – тепловой удар легкой степени после того, как вы умоетесь и посидите в тенечке на ветру, пройдет в считанные минуты. А более тяжелая степень заболевания может развиться быстрее, чем вы предполагаете.
Жаркое время – не лучшая пора для пышных застолий и обильных возлияний. Непрестанное потребление мороженого и безалкогольного пива тоже не приветствуется – все это стимулирует дополнительную выработку тепла в организме. Постарайтесь в еде отдавать предпочтение салатам, окрошке и прочим овощным блюдам, а в питье – чаю и «минералке».
Полезно на лето «одеть» сиденья в хлопчатобумажные чехлы (они легко впитывают лишний пот, тем самым облегчая теплоотдачу) и на всякий случай «прописать» в багажнике дежурную канистру воды и полотенце. Конечно, с надеждой, что они не понадобятся в качестве «инструмента» для срочной ручной «терморегуляции».