SAAB: Летайте автомобилями Saab!
Шведская компания SAAB в этом году отмечает своеобразный юбилей – 55 лет назад с конвейера завода в Трольхеттане сошел первый серийный автомобиль Saab.
Шведская компания SAAB в этом году отмечает своеобразный юбилей – 55 лет назад с конвейера завода в Трольхеттане сошел первый серийный автомобиль Saab. |
В середине 30-х годов Швеция начала готовиться к надвигавшейся войне. В то время авиастроением в стране занималась единственная компания – ASJ, но основной ее продукцией были не самолеты, а железнодорожные вагоны. Правительство решило, что для выпуска военной авиатехники нужна специализированная компания, и в апреле 1937 года была образована Svenska Aeroplan AktieВolaget (SAAB), что переводится как Шведское Авиационное Акционерное общество. Три года на заводе компании в Трольхеттане выпускались лишь лицензионные самолеты – бомбардировщик B3 (немецкий Junkers) и истребитель-бомбардировщик B5 (американский Northrop). В 1940 году появилась первая самостоятельная разработка: легкий бомбардировщик-разведчик В17. С технической стороны самолеты SAAB были «на высоте» – перехватчик J21, к примеру, уже в 1944 году оборудовался катапультируемым сиденьем, а позднее был успешно переведен на реактивную тягу.
Небесные технологии
К концу войны, с падением спроса на военную продукцию, стало ясно – только авиацией «сыт не будешь». Выбор руководства компании пал на автомобили – решено было выпускать недорогую и надежную «народную» машину. На SAAB сформировали команду из двадцати инженеров. Отсутствие опыта в конструировании компенсировалось высокими авиационными технологиями (прежде всего металлосберегающими) и глубоким знанием аэродинамики.
Работы начались в 1945 году и вскоре появился первый прототип – Saab 92.001, от которого берет отсчет автомобильная история компании. Это был 4-местный автомобиль с 2-дверным каплеобразным кузовом. 27 февраля 1947 года проект получил официальное одобрение, и к маю был готов второй прототип – Saab 92.002. Премьерный показ машины для прессы состоялся 10 июня 1947 года. На создание полноценного автомобильного производства потребовалось два с половиной года, а первый серийный Saab 92 сошел с конвейера 12 декабря 1949 года.
Особенностью Saab 92 был низкий (для того времени) коэффициент лобового сопротивления – Сх 0,35. Секрет заключался в оригинальной форме кузова, напоминавшей разрез крыла самолета. Двухцилиндровый 2-тактный 25-сильный мотор располагался поперечно, а привод осуществлялся на передние колеса. Интересной деталью силового агрегата стала обгонная муфта, помещенная между двигателем и КПП. Этот узел позволял переключать передачи без выжима сцепления и, сбросив газ, двигаться накатом, экономя бензин. Муфта могла блокироваться с места водителя, что обеспечивало возможность торможения двигателем.
Спустя всего лишь пару недель после пуска конвейера SAAB «зарядил» два 92-х и отправил их на престижное ралли Монте-Карло. Одним автомобилем управлял главный инженер фирмы Рольф Мельде, другим – известная гонщица Грета Моландер. 28-сильные Saab заняли в абсолютном зачете соответственно 69-е и 55-е места среди 135 участников.
В 1955 году на смену 92-й пришла модель 93, также с двухтактным, но уже продольно расположенным 3-цилиндровым мотором (748 куб. см, 33 л. с.). 93-й отличался от «первенца» увеличенными колесной базой и колеей и 12-вольтовым электрооборудованием. Рассудив, что от добра добра не ищут, кузов 92-й расширили в районе задних сидений. Внешность и салон подверглись незначительным косметическим изменениям.
Нетрадиционные конструкторские решения характерны для любого автомобиля SAAB. И здесь хорошо заметны авиационные «корни». Интересная особенность Saab 93 – радиатор расположен позади силового агрегата. В отличие от охлаждаемого термосифонным способом (естественная циркуляция воды за счет разницы температур) мотора Saab 92, в двигателе Saab 93 появилась водяная помпа, размещенная в торце генератора.
Вентилятор охлаждения радиатора приводился через длинный, проходивший над двигателем вал. Сначала двигатели мотоциклов смазывались маслом, растворенным в бензине (1/25), но потом появились маслонасосы, впрыскивавшие смазку через отверстия в стенках цилиндров и дозировавшие ее количество в зависимости от оборотов.
В 1956 году Saab в очередной раз удивил своих поклонников, представив на автосалоне в Стокгольме оригинальный родстэр Sonett Super Sport с кузовом из стеклопластика.
Нельзя не упомянуть о необычном Saab 93, созданном специально для гонщика Эрика Карлссона. Под капотом этого автомобиля поперечно размещались два трехцилиндровых мотора, а КПП располагалась между ними. Оба мотора имели независимые друг от друга системы зажигания.
В 1959 году дебютировал первый универсал марки – Saab 95. Автомобиль с 3-дверным кузовом мог перевозить до семи человек – два дополнительных сиденья находились в багажнике, спинками против движения. Год спустя в результате модернизации семейства «93» на свет появляется Saab 96. Модель оснащена новым 3-цилиндровым двигателем (841 куб. см, 38 л. с.), правда, все еще двухтактным. Впервые устанавливается 4-ступенчатая механическая КПП. Внешне автомобиль отличается задним панорамным стеклом и открывающимися по ходу движения дверями. В 1960 году начинается «саабовская» эра на трассах международных ралли. Эрик Карлссон на «девяносто шестом» трижды подряд выигрывает английское RAC-Rally (1960 – 1962 гг.) и дважды становится победителем в ралли Монте-Карло (1962 – 1963 гг.).
С двух до четырех
В 1966 году автомобили Saab впервые получили 4-тактный двигатель. Полуторалитровая компактная V-образная «четверка» мощностью 65 л. с. удачно вписалась в ограниченное подкапотное пространство, правда, «нос» машины все же пришлось слегка удлинить. Моторы закупали в Германии у филиала Ford и устанавливали на модели 95, 96 и дебютировавший в том же году Sonett II. Первое время Saab с V4 экспортировали только в США и Канаду. Европа же продолжала довольствоваться 41-сильными «двухтактниками». Производство этих устаревших моторов прекратили лишь в 1968 году – в течение 18 лет фирма SAAB была сторонницей «4 литров моторного масла на 100 литров топлива». Интересно, что в Швеции до сих пор на многих заправках установлены колонки с маслом для 2-тактных двигателей.
Впереди планеты всей
Свое двадцатилетие компания отметила принципиально новой моделью – Saab 99, которую представили в ноябре 1967 года. Машина с двумя девятками получила качественно новый уровень комфорта, динамики и пассивной безопасности. О большом техническом потенциале, заложенном в этом автомобиле, свидетельствует хотя бы то, что он без малого четверть века был основой модельного ряда фирмы. Saab 99 разительно отличался от предыдущей модели 96 по всем параметрам: полноразмерный 2-дверный седан с поперечной рядной четверкой объемом 1,7-2,0 л. Его отличал необычный дизайн: длинный и низкий капот, огромное панорамное лобовое стекло с почти вертикальной передней стойкой и ниспадающая линия задней части кузова. В том же 1967 году с трольхеттанского конвейера сошла миллионная машина марки Saab. Модель 99 стала пионером в применении технических решений, не встречавшихся ранее на серийных легковых автомобилях: омыватели и дворники фар (1970 г.), пластиковые энергопоглощающие бамперы и подогрев передних сидений (1972 г.), интегральные анатомические передние кресла (1973 г.), каталитический нейтрализатор (1977 г.), воздушный фильтр в системе вентиляции салона (1978 г.). В 1976 году Saab 99 успешно дебютировал в ралли, выиграв бельгийский этап чемпионата Европы.
Швед на шведа
В 1978 году интересы двух шведских фирм пересеклись – SAAB выпустил модель 900, способную потеснить Volvo 242/244. Этот самый популярный и массовый автомобиль фирмы был, по сути, вариацией Saab 99 – с увеличенной на 50 мм колесной базой и удлиненными свесами кузова. От 99-й он унаследовал многие элементы кузова, интерьера, ходовой части, а также силовые агрегаты. Вершиной развития конструкции стали версии с 2,0-литровым 16-клапанным турбомотором мощностью 175 л. с. и первый кабриолет марки. Основным потребителем Saab 900 все годы его выпуска оставался рынок США.
В новый класс
В 1984 году дебютировала новая модель – Saab 9000. Это был, скорее, ответ на появление Volvo 740, чем желание присутствовать на рынке представительских моделей. Автомобиль был холодно принят как прессой, так и поклонниками марки: «саабовский» шарм в этой угловатой машине отсутствовал. И не мудрено – автомобиль построили в сжатые сроки на так называемой европлатформе, предназначенной также для Fiat Croma и Lancia Thema. У дизайнеров попросту не оказалось времени переосмысливать фирменный стиль в соответствии с большими размерами Saab 9000. Частично репутация модели была спасена после рестайлинга в 1992 году.
«Младший» Saab 900 выпускался до 1993 года, пока его не сменила принципиально новая модель под тем же индексом. В 1998 году «девятисотый», после незначительных внешних изменений, переименовали в Saab 9-3. В 2002 году дебютировало совершенно новое поколение, созданное на унифицированной «Джи-Эмовской» платформе. Сейчас модель 9-3 выпускается с двумя типами кузовов – седан и кабриолет (с 2003 года). Но это уже совсем другая история.
Трольхеттанская нумерология | |
| |